logo
Основы градостроительства

1.4 Колористика города

Значительную роль в композиции города играют цвет, светлота, фактура материала. Эти характеристики наиболее изменчивы в городском пейзаже и в большей мере предопределены природой. Цветовые особенности зимнего и летнего города, свет дневного и вечернего неба, фактура травы, земли, облаков, переменчивая палитра цветов городской толпы каждый раз по-новому представляют город. Тем не менее, в масштабе градостроительной композиции решаются цвето-световые соотношения (колористическое решение застройки, цвет в городском дизайне, в пластике поверхности земли, в освещении).

Постройки древнейших городов имели серовато-охристый и красновато-коричневый цвет, поскольку строились из земли, глины. В некоторых странах стены глинобитных зданий покрывали яркими росписями, но в целом они создавали фон для отдельных, выделенных цветом сооружении (минареты, купола, мечети и т.п.). С возникновением поливной керамики появилась сине-зеленая гамма тонов, которая работала на контрасте с охристыми оттенками фоновой застройки и способствовала созданию композиционных акцентов.

В Древнем Египте уникальные здания и сооружения выполнялись из гранита и оникса, причем часто в отделке фасадов камни различного цвета укладывали рядами, а иногда оштукатуренную каменную поверхность красили в синий, зеленый или красный цвет, служивший фоном орнаментальному рисунку.

Древнерусские поселения, в которых до XVII-XVIII вв. основным материалом было дерево, имели охристо-коричневый и серебристо-серый колорит. Рядовые и храмовые деревянные постройки обрабатывали резьбой и росписью, приемы которой позднее перешли в каменную архитектуру.

В городской архитектуре Возрождения широко использовались контрастные цветовые сочетания мраморной отделки культовых и дворцовых зданий. Рядовая застройка выполнялась из кирпича; наружные стены штукатурились и покрывались сграффито или облицовывались туфом и травертином.

Период классицизма внес сдержанно-серый колорит в городскую среду. Это связано с применением естественного камня и его имитаций. При необходимости покраски разрешалось использовать только серовато-голубой и серовато-охристый цвета в сочетании с белым декором. В отличие от европейского в русском классицизме широко использовали цвет. В специальных указах были узаконены пастельные тона с большим количеством белого.

В капиталистическом городе второй половины XIX в. доминировал темно-серый тон бетона и цементной штукатурки, а также красный (кирпич). И только на рубеже XIX-XX вв. стиль "модерн" ("арнуво", "югенд-стиль") оживил городскую архитектуру.

Конструктивизм, последовавший за модерном и отрицавший использование цвета в отделке фасадов, наполнил городскую среду серыми тонами.

В конце 1950-х годов, в период массового индустриального строительства жилья ("хрущевские пятиэтажки"), были сделаны попытки раскраски и облицовки цветной плиткой панельных домов. Но низкое качество материала свело на нет всю проделанную работу. Только к началу 1970-х, с внедрением кремнийорганических эмалей, начались серьезные поиски колористического решения застройки. Удачный опыт районов Тропарево и Ясенево на Юго-Западе Москвы доказал необходимость создания целостной цветовой среды города.