logo
Особенности крымско-татарской архитектуры

2.1. Архитектура Гезлеза

Некоторые учёные считают, что среди городов Крымского ханства, Гезлев уступал лишь столице ханства - Бахчисараю. Гезлев вырос на руинах Керкинитиды. Название города скорее всего происходит от крепости, находившейся на его территории. Первые упоминания о ней относятся к 1478 г. Исследователь В.Х. Кондараки переводит это название как «сто глаз», т.е. множество огней, которые светились по вечерам в домах города, которые были видны с моря и из степи. Другие исследователи объясняют название крепости как сочетание двух слов «глаз» и «дом», т.е. некий наблюдательный пост. Эта крепость находилась в районе нынешнего старого города или как говорит Е.В. Крикун: «занимал территорию в границах современных улиц Революции, Караева, Интернациональной, Дмитрия Ульянова, Пионерской».11 Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С. 81.В 1666 г. турецкий путешественник Эвлия Челеби описал эту крепость: «Со всех сторон её высятся мощные четырёхугольные бастионы, всего 24, покрытые красной черепицей, а расстояние между ними составляет 150 больших шагов. Из этого расчёта следует, что окружность замка Гезлев составляет 3400 шагов. Эта огромная крепость в виде пятиугольника, прекрасно украшенная и укреплённая. Она построена из тёсаного камня на ровном морском побережье… Крепость имеет пять больших и мощных ворот…».

Остатки этой крепости (значительная часть стены и ворота) были ещё в начале прошлого века, но на данный момент от них ничего не осталось. Нам известно, что крепостные ворота с 1837 по 1839 г. подлежали капитальному ремонту (См. Приложение 1).

Сам город застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами Гармаш П. Крым: путеводитель. - Симферопол: Таврида, Вояж, 1998. - С.210..

Гезлев интенсивно застраивался, уплотнялся, особенно после того как вступивший на крымский престол хан Девлет-Гирей I, прибывший из Стамбула после коронации там, повелел заложить в честь своего восхода самую большую, величественную, самую красивую на полуострове мечеть, именно здесь в Гезлеве, где виделся хану второй Стамбул, будущая столица окрепшего ханства, т.к. Бахчисарай был уже тесен и мал.

Проект гезлевской мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С.81 - 82.. Ходжа Синан является автором более трехсот сооружений. Е.В. Крикун приводит некоторые цифры построений, автором которых он является. Среди них: 131 мечеть, 35 медресе, 19 мавзолеев, 5 акведуков, 14 минаретов, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань.

В пятницу у мусульман священный день, т.к. по преданию в этот день родился пророк Магомет и в пятницу была заложена мечеть Джума-Джами.

Есть 2 версии возникновения мечети. Обычно употребляется дата, которая находится над северной дверью, где говорится, что мечеть была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет-Гирея 1 в 1552г. Эту дату приводят Александр Зарубин в статье «Мечеть в Евпатории», Е.В. Крикун в труде «Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.)» и др. исследователи. Однако существует и другая дата начатия постройки мечети - 1522 г.

Строительство велось долго, более десяти лет и завершилось, как предполагают, в 1564г.

В Гезлевской мечети происходило посвящение в ханы. В древнем акте, хранившемся в мечети, указаны имена 18 правителей. Отсюда происходит второе название мечети - «ханская».

Джума-Джами расположена в восточной части современной евпаторийской набережной.

Общий вид Джума -Джами прост. Это центрально-купольное сооружение, в плане приближено к квадрату. Внешне - это кубический объём с очень лаконичными и суровыми формами, увенчанный центральным куполом, на высоте четверика с 11 куполами меньших размеров одинаковых по высоте и диаметру.

Центральный купол, диметром 11м покрыт свинцом, перерезан 15 широкими окнами. Распор от центрального купола передаётся с помощью сферичных парусов и трёх стрельчатых подпорных арок на опорных столбах и северную стену с двумя пилястрами на месте конструктивно необходимых столбов. Северная стена имеет восемь окон, из них три стрельчатые, немного выше между ними размещены два таких же малых и три больших. Восточная и западные стены имеют пять окон, из них три стрельчатые (одно большое и два маленьких) и два крупных, расположенных между ними.

С юга нагрузку на стены от центрального купола передаёт один большой полукупол, такое же конструктивное решение, характерное для творений Ходжи Синана. С востока и с запада стремительно взмывают на тридцатиметровую высоту два стройных минарета с полумесяцами на конических завершениях - Аланом. По архивным источникам сер. ХIХ в. мы установили, что минареты находились в разрушенном состоянии и были отреставрированы (См. Приложение 2).

Высота мечети около двадцати двух метров.

Первоначально здание имело три входа: западный, восточный и северный. В наше время остался только северный вход, который представляет собой арочную галерею из изящных мраморных колон.

Капителии этих колон служат основанием под деревянные колоны средней части балкона внутри здания.

По бокам расположены две ниши, украшенные тонкой резьбой. Главный вход имеет две двери: внешняя - наборная из разных сортов дерева и внутренняя остеклённая.

Стены здания выложены из ракушечника. Ширина стен составляет около 70 см (См. Приложение 4). Общая ширина мечети равна 21 метру. Фасады разделены рядами прорезей на два этажа. Это говорит о двух этажном разделении по галерее в интерьере мечети. Большое количество окон (59) освещает интерьер мечети. Большинство из них купала и барабаны, которые наполняют конструкцию рассеянным светом (См. Приложение 5). В южной стороне имеется - кыбла ( у мусульман кыблой называют направление в Мекке ). В центре имеется открытый алтарь - михраб (См. Приложение 6). Это не глубокая пятигранная ниша высотой 4,5 метра. По наружным сторонам михраба- две полуколонны. Свод состоит из 8 рядов «сталактитов». Около него направо, к южной стене пристроен мимбар в виде кафедры с конической деревянной крышей. Коническая крыша мимбара украшена пучком сияния. На мимбар можно подняться по каменной двенадцати ступенчатой лестнице.

Налево от михраба, у первого пилона располагается открытая кафедра-купси, для проповедников и толкователей Корана, которым мог быть любой правоверный. К восточной и западной стенам мечети пристроены хоры-мафиль. Попасть на них можно по винтовой 105-ступечатой лестнице, расположенной слева от центрального входа, и через внешний вход на ханский балкон, который первоначально, вероятнее всего, имел меньший вид.

Возле входной части, вьётся винтовая лестница, состоящая из 14 ступенек, которая ведёт наверх, где обычно молятся мусульманки (См. Приложение 7). Западный выход для них устроен на западной стене.

Как установили исследования, к началу реставрации 1969г. мечеть реставрировалась трижды: в 1834, 1896 (См. Приложение 8) и 1962г. В первой зафиксированной документально реставрации, проведённой ханом Арслан-Гираем, приходится на период с 1757 по 1764гг.

Эти деньги на ремонт мечети выделены не были. Свидетельства 1834г., о которых писал Г. Спасский в 1850г. говорят: «Мечеть хорошо сохранилась и 1834г. вновь поправлена на отпущенные из казны 3000 рублей». После этой реставрации (И. Жукова), стены мечети окрашены, галерея замурована.

Следующая реставрация производилась в 1896г. Тогда, согласно проектам архитектора Гека, сделано пробное восстановление минаретов, но они были лишь законсервированы и покрыты временной кровлей от дальнейшего разрушения. Во время реставрации 1896г. северный портал был построен по чертежам архитектора Гека. В 1840 году мечеть заново покрасили цементом.

В 1962 году Киевскими научно - исследовательскими реставрационными мастерскими деревянные конструкции и металлические покрытия крыш и куполов заменены. Тогда же реставрированы венчающие карнизы Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида - Гезлев - Евпатория. - Симферополь: Таврия, 1977. - С.67 - 81..

В 1969 году проведены архитектурно-археологические исследования мечети, которые продолжались до 1985 года. Исследования в натуре провела группа архитекторов института «Укрпроектореставрации» под руководством главного архитектора проектов Е. Лопушинской. Джума-Джами - единственный на просторах Украины памятник такого значения. Это творение гениального мастера, являющееся по истине шедевром османской архитектуры эпохи Возрождения.

Мы уже приводили отрывок из книги путешествий Эвлия Челеби, когда говорили о Гезлевской крепости и теперь, когда говорим о мечети Джума-Джами, приведём описание его воспоминаний:

«Мечеть имела два великолепных минарета (См. Приложение 2), но один из них разрушен землетрясением,-- сообщает Эвлия Челеби.-- Но другой, что уцелел и стоит слева, поднялся я, убогий, и лю-бовался всей панорамой города... Сходя же вниз, я насчитал сто пять ступеней... Мечеть поистине прекрасна и замечатель-на, полна прелести и очарования, однако свободное простран-ство перед ее фасадом слишком мало по сравнению с разме-рами храма, ибо лежит джами в самой многолюдной части Гезлева посреди четырехугольного базара...

Это единственный в городе храм, покрытый чистым светло-голубым свинцом. Блеск свинцовой кровли на его куполах виден на расстоянии одного парасанга» Эвлия Челеби. Книга путешествий. - М.: Вост.лит., 1961.- Вып.1. - С. 27..

После реставрации Джума-Джами стала опять служить для людей в качестве места общения с Богом.

Ещё одним памятником крымско-татарской архитектуры Гезлева являются турецкие бани, построенные в XVI в. (См. Приложение 9). Несмотря на то, что это построение существует более 4-х веков, оно ещё в к. ХХ в. исполняло свою функцию предназначения. Сейчас же бани закрыты и от них можно увидеть только высокий забор с осыпавшейся штукатуркой и оббитой вывеской. Описание бани приводит исследователь Е.В. Крикун: «Баня - многокупольное здание с грубой поздней переделкой предбанника, обращённого фасадом к современной улице Красноармейской… Из-за искажённого перестройками предбанника купола раздевалок и моечных с улицы не видны, а возможно и не были видны и встарь, т.к. их размеры невелики - не более 3 м в диаметре - и архитектурный эффект и выразительность общественного здания (бани в те времена были своего рода клуба, особо привлекательными для женщин) создавался рядами сгруппированных разнообразных куполов - круглых и овальных, с отверстиями-оконцами для пропуска дневного света.

Внутренняя планировка здания осуществлена по известной традиционной схеме: просторный предбанник, раздевалка, моечные помещения - все купольные. В интерьерах, искажённых за 400 лет реставрациями и переделками, были мраморные полы, панели, скамьи и мойки» Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С.86..

В. Драчук, Я. Кара, Ю. Челышев рассказывают о хане, находившемся у власти в XVIII в - Арсалан-Гирее, который любил строить фонтаны и построил их около мечети и бани. Исследователи приводят в пример рисунок архитектора Гесте, на котором изображён один из фонтанов, сооружённых в этот период. Для описания этого рисунка мы воспользуемся цитатой из «Керкинитиды - Гелева - Евпатории»: «Фонтан представлял собой квадратное в плане помещение с шатровым покрытием. Внутрь сооружения был выведен водопровод, подававший по трубам воду на каждый из четырёх фасадов.

Строенье это сложное, очевидно, из местного известняка, замечательно простотой и лаконичностью архитектурного решения. Сходные архитектурные формы имело большинство фонтанов, отличаясь лишь отделкой» Драчук В., Кара Я., Челышев Ю. Керкинитида - Гезлев - Евпатория. - Симферополь: Таврия, 1977. - С.51.. Авторы этого труда предполагают, что в Гезлеве было достаточно большое количество колодцев и они питали водопроводные трубы, идущие к центру города. Вода, собираясь в бассейны - поступала в фонтаны. Мы пытались установить местонахождение фонтана, находившегося около мечети и предположили, что он мог находится перед главным в неё входом, где сейчас находятся умывальники для намаса.

Говоря об средневековой архитектуре Гезлева невозможно не упомянуть о значительном памятнике - монастыре дервишей - текие (См. Приложение 10). Соору-жение этого здания, расположенного на углу улиц Караева и Интернациональной, датируется XV - в.в. В плане текие пред-ставляет собой квадрат со стороной, равной 10 м. Верхняя часть здания, благодаря срезу углов, переходит в восьмигран-ник, увенчанный шатровой черепичной кровлей. Возле текие -- мечеть с минаретом, высота которого около 27 м.(См. Приложение 11), однако в данное время он находится в разрушенном состоянии. Мечеть была построена на рубеже XVIII-XIX в.в. Эта мечеть была довольно проста.