logo
Особенности крымско-татарской архитектуры

2.3. Архитектура Солхата

С юго-запада на северо-восток тянется извилистая Внутренняя гряда Крымских гор. В преддверии степей на востоке горы словно раздвинулись, отторгли к северу гору Агармыш, принимая в объятья широкую долину и выпуская на степную волю упругую ленту дороги к развилке на Черноморское и Азовское побережья. Тут издревле пролегал торговый путь из Западной Европы в Азию. На вековечном сем пути возникло у подножия Агармыша ещё в античную эпоху поселение и развилось в город Солхат, сохранившийся до нашего времени под разными сменявшимися именами: Солхат-Крым, Эски-Крым, Старый Крым. Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С.8.

Исследовательница Л. Литвинова в труде «Дорогой тысячелетий» отмечает, что Солхат был довольно богатым городом средневековья и это привлекало внимание татар. После захвата степей, части предгорья татары заняли сначала земли вокруг Солхата, а позже захватили и разрушили его. «Однако в след за тем новые хозяева заново сложили его стены и башни, построили крепкие ворота. Перед стенами был построен новый и широкий ров» Дорогой тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму/ Под ред. Л. Литвиновой. - Симферополь: «Крым», 1966. - С. 174..

Если Л. Литвинова говорит, что Солхат сначала был разрушен, а потом отстроен татарами, то Е.В. Крикун о разрушении города ничего не упоминает, говоря об отсталости татар в плане архитектуры. «Присмотревшись к жизни древних жителей Солхата, ордынцы, восприимчивые к чужой, более высокой, чем у них, культуре, потянулись к оседлости и связанной с ней строительной деятельности. Не имея собственного строительного опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских мастеров.

Богатея, город ширился, укреплялся. Строились городские дома для знати и ремесленников, склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись крепостные стены и башни. В 1253г. по приказу хана Батыя был построен для него в Солхате дворец. Окружённый стенами и башнями и рвом, Солхат уже под другим - татарским наименованием Крым - был так велик, что, по словам арабских писателей, всадник на хорошем коне мог его объехать и за полдня, что, конечно же, следует считать художественным преувеличением.

Слава о Солхате-Крыме докатилась до египетского султана Ал-Меллика Бейбарса, пожелавшего приобщить сородичей, тогда ещё язычников к магометанской вере и увековечить имя своё на бывшей родине. В 1277г. были отосланы 200 динаров «для постройки мечети в Крыме». Подготовительные работы тянулись долго: завозили мрамор, порфир, другие материалы, тесали, пелили, шлифовали, полировали… Стены её были облицованы мрамором, потолок - порфиром. Весь её внешний облик и интерьер, разительно контрастируя с неброскими здесь христианскими базиликами того времени, поражали взор вчерашних кочевников» Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С.11..

Активная исламизация крымцев началась при ордынском хане Узбеке, ещё язычником вступившим на престол в 1312г. Распознав выгоду новой религии и вскоре став её приверженцем, хан велел построить в Солхате в ознаменование своего прихода к власти красивую мечеть, а затем и высшее мусульманское духовное училище - медресе. Так называемая мечеть Узбека была сооружена в 1314г. (См. Приложение 12), а спустя 18 лет, в 1332 - 1333гг. к ней пристроено большое, красивое, величественное здание медресе, ставшего проводником Магометанства среди крымцев.

По своим формам мечеть - базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано на север-юг с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с датирующей надписью и следами ремонта в верхней части, над стрельчатой нишей и с таким же архивольтом. Кладка торцевых стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены тоже из бута, на глине, с использованием в кладке деревянного каркаса. Западный фасад оживлён тремя двухъярусными окнами (два света), восточный - двумя, в один ряд, низ которого расположен на высоте около 3м от поверхности грунта. Похоже, строители храма решили защитить таким образом находящихся в зале от свирепых восточных ветров, как и ныне по три дня непрерывно дующих со стороны КерчиКрикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С.12..

Внутреннее пространство храма разделено тремя парами восьмигранных колонн со сталактитовыми капителями на три нефа, продольно соединённых стрельчатыми арками. В южной стороне устроен резной стройный махраб (молитвенная ниша, как бы дверь в сторону Мекки) с полихромной окраской. Пол вымощен каменными плитами, которые до наших дней не сохранились, устилался циновками и ковриками, подшивной деревянный потолок, возможно, был узорчатым, лакированным. Крыша двускатная, крытая черепицей. К мечети примыкает медресе, имеющее форму почти квадрата, большим двором, куда вёл с восточной стороны торжественный портал.

Расположенные по трём сторонам большие голубые ниши - айваны - один против входа и два по бокам - служили аудиториями для занятий. Здесь изучали Коран, философию, арифметику, астрономию, логику и др. Там же. - С.13.

Основным архитектурным элементом является многопластная арка, снаружи опёртая на декоративные трёхчетвертные колонки с корзинообразными капителями. Свод арки оформлен сочленением мелких, нависающих друг над другом нишек и выступов, напоминающие природные, пещерные сталактиты. Обращённые к входу щелковые (боковые) стены пилонов, несущих арку, украшены нишами с трёхпластным, тоже сталактитовым завершением и обрамлены лентой-бордюром.

Лицевые и торцевые плоскости были украшены орнаментом из переплетающихся лент и валиков-жгутов (называемая «сельджукская цепь»), розеток и других элементов геометрического и стилизованного растительного характера. Эти мотивы, как и сталактиты, форма арок и ниш, вся архитектура солхатской мечети-медресе, занесены в Крым из сельджукской Малой Азии армянскими и переселившимися из Добруджи в 1265г. турецкими мастерами, привлечёнными возможностью высоких заработков. В дальнейшем солхатская архитектурная атрибутика распрастраняется в постройках крымских татар, армян, других переселенцев полуострова под ярлыком «крымско-сельджукских» форм.

Как видно по выше написанному, Е.В. Крикун уверен в том, что мечеть и медресе построены в один и тот же период при одном и том же хане, к тому же являются одним зданием, однако у О. Домбровского и В. Сидоренко мы встречаем другие сведения, где они больше склоняются к другой версии, что медресе являются разными зданиями, но могут принадлежать к одному и тому же времени. Но при появлении медресе мечеть была переделана, следовательно, она уже существовала до постройки медресе.

О. Домбровский и В. Сидоренко приводят довольно подробное описание медресе: «Так называемое медресе - это квадратное в плане строение с внутренним открытым двором, вокруг которого со всех сторон располагались некогда кельи - каменные клети с узкими окнами. Каждая из них перекрыта сводом, возведённым из своего рода бетона - мелкого бута на песчано-известковом растворе. Из бутового камня выстроены и стены, за исключением углов, откосов и дверных и оконных проёмов (они из тёсаного камня) и портала главного входа, облицованного большими, плотно подогнанными блоками.

По четырём углам здания возвышались четыре открытые экседры -глубокие ниши, квадратные в плане и крытые полуциркульными сводами» Домбровский О., Сидоренко В. Солхат и Сурб - Хач. - Симферополь: Таврия,1978. - С.30-31.. Кроме мечети и медресе, в Солхате появился ещё один новый тип восточной постройки, выработанный ранее, видимо, в Армении, это -Караван-Сарай, гостиный двор. Он был построен в XIV в. у въезда в город, став сердцевиной, своеобразным торговым центром, наиболее значительным общественным сооружением Солхата-Крыма. Большой резной портал вёл во внутренний двор огромного пятиугольника площадью 2500 квадратных метров с лёгкими галереями на деревянных столбах вдоль стен, где складывали товары, и отдельными комнатами для постояльцев. В середине двора, оборудованного керамическим водопроводом, стояла перекрытая сводом арка, где продавали дорогие восточные товары (ковры, шелка, посуду).

Ныне от караван-сарая остались руины. Их можно увидеть в южной части Старого Крыма.

Кое-что сохранилось от других солхатских построек. До наших дней дошли руины мечети Куршун-Джами (Свинцовой мечети), названной так из-за того, что мастера, возводя здание, для прочности зализывали свинцом зазоры между камнями. На одной из улиц можно увидеть остатки стен и часть алтарного закругления небольшого христианского храма - памятника дотатарского Солхата. А у въезда в город с восточной стороны заметны следы оборонительной стены и глубокого рва, которым был опоясан город.

После распада Золотой Орды и образования самостоятельного Крымского ханства, основателем которого стал в 1443г. Хаджи-Гирей, внук золотоордынского хана Тохтамыша, перенесшего ханскую резиденцию в Бахчисарай, значение Солхата-Крыма постепенно теряется. Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С.14-15.