logo
Особенности крымско-татарской архитектуры

2.4. Архитектура Кафы

XIII в. знаменуется господством на море генуэзцев, а на суше татар. Территория нынешней Феодосии вошла в состав Крымского улуса (провинции) Золотой Орды. Во второй половине XIII в. генуэзские купцы приобрели у татарского хана Оран-Тимура участок побережья бухты и основали здесь свою фракторию, сохранив за ней уже известное название Кафа.

Благодаря выгодному географическому положению Кафа стала крупным транзитным центром. А.И. Балахонова и В.И. Балахонов в работе «Феодосия» рассказывают об исторических документах XIII - XV в., в которых говорится о том, что центр работорговли в бассейне Чёрного моря - Кафа. Более того здесь можно было выбрать любого раба для различной работы в зависимости от его структуры тела и здоровья.

При турках-османах Кафа называлась Кичик-Стамбулом, что в переводе на русский означает «маленький Стамбул», но при турках этот городок так разросся, что численность его жителей достигала по одним источникам 85000, а по другим - 80000 человек.

Турки, придя на территорию Кафы получают оборонительные стены, башни и цитадель. Они за период своего пребывания, который составляет почти 2 столетия на рассматриваемой нами территории основали около 70 мечетей. Исследователь Е.В. Крикун предполагает, что под мечети были приспособлены многие христианские храмы и другие построения.

На наш взгляд достаточно полное описание архитектуры Кафы изложено у исследователя, к работе которого мы уже неоднократно обращались - Е.В. Крикуна. Он рассказывает о мечети Муфтий-Джами (См. Приложение 13), которая бала построена в 1623г. «Мечеть Муфтий-Джами в плане - квадрат площадью около 40 квадратных метров с прямоугольным выступом на южной стороне, где устроена алтарная часть с михрабом. Внешний облик храма представляет собой кубический объём, оживлённый двумя ярусами окон, перекрытый сферическим куполом, низ которого снаружи выложен в виде невысокого шестнадцатигранного барабана. Грани прорезаны окнами килевидного очертания вверху. К северо-западному углу здания примыкает главная архитектурная домината - стройный двенадцатигранный минарет с базой в виде усечённой пирамиды, редкими окошками, освещающими внутри ход винтовой лестницы, с резным гранёным шерфе (обходным балконом) и острым шатровым завершением, увенчанным металлическими шарами и полумесяцем. Такие же устремлённые в небо «чётки» с полумесяцем, но гораздо меньшего размера, украшают и купол молитвенного зала. Уменьшаясь по высоте, три «бусины чёток» облегчают конструкцию украшения-символа и зрительно удлиняют её. Чётко и рационально решены фасады, ведущая тема которых - прочно сложенная стена с выразительной фактурой груботёсанного камня. Вблизи такая стена кажется любовно вылепленной руками скульптура, а с расстояния светлые, тёплые цвета каменной кладки - охристые, розоватые, сиреневые - на фоне светло-серой известково-цементной замазки создают впечатление, будто голубоватое от расстояние поле стены, оживлённой парой двухъярусных окон на каждом фасаде и очерчённой сверху очень простым карнизом-палочкой, прописал добросовестный художник энергичными пастельными мазками Сдержанное разнообразие и элементы пластики привносят окна - прямоугольные, квадратно зарешечённые нижние, с килево-стрельчатыми нишкаминад ними, и стрельчатые верхние, с металлическими решётками, напоминающими пчелиные соты.

Храм имеет три входа: главный (с северной стороны) и два боковых. Отдельная небольшая дверь ведёт в минарет. Северный фасад по обеим сторонам главного входа украшен внизу похожими на михраб нишами, из чего исследователи делают предположение, что здесь, возможно, была входная крытая галерея…

Цельный, ясный и торжественный интерьер храма - нерасчлененый опорами высокий и просторный купольный зал, со всех сторон освещённый двухъярусным боковым и верхним, из-под купола светом» Крикун Е.В. Памятники крымско-татарской архитектуры (XIII - XX в.в.). - Симферополь: Крымучпедгиз, 1998. - С. 19-20..

Исследователи А.И. Балахонова и В.И. Балахонов усматривают стиле, в котором выполнена мечеть Муфтий-Джами влияние школ известного турецкого архитектора Ходжи Синана.

Нам известно, что рассматриваемая мечеть была переделана и её использовали как армяне в качестве церкви, так и греко-католики, а в 1975г. она была отреставрирована и киевские и крымские реставраторы максимально приблизили её к первоначальному виду. Кроме Муфтий-Джами в современной Феодосии сохранились турецкие фонтаны, развалины турецких бань и погребов.