Возникновение и развитие пейзажного стиля паркостроения в Англии
Введение. История становления пейзажного стиля в Англии
После войны (1642-1649) в Англии начался динамичный период развития стилей и направлений в искусстве. В Англии было создано несколько уникальных, не имеющих аналогов в Европе так называемых «английских стилей». Англия становиться законодательницей мод по всей Европе со второй половины века. Именно здесь, впервые в живописи появляется пейзаж как отдельно взятый жанр искусства. Наиболее характерно новые веяния проявились в области садово-паркового искусства. Идея создания пейзажного стиля паркостроения получила наиболее яркое выражение в Англии так, как этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом. К тому же уже к началу XVIII в. в Англии почти не осталось лесов.
Именно английские художники, такие как Томас Гейнсборо с его новой типологией портрета человека и природы как одного целого, так называемого жанра «портрета-прогулки» или первыми пейзажами («Лес в Корнаке»), распространяют своё влияние на всю Европу.
Рис. 1. Мистера и миссис Халлетт (Утренняя прогулка). 1785 год.
Важно отметить, что «регулярный» французский стиль отходит на второй план. И тема красоты и естественности, слияния человека с окружающим миром занимает ведущее место.
Война изменила подход к пониманию садово-парковой архитектуры. Владельцы усадеб не относятся к искусственному ландшафту как к месту для увеселений, а относятся как к среде обитания - как к убежищу от опасностей политической жизни.
Рис. 2 Томас Гейнсборо. "Корнардский лес". 1748 год
Возродилась древняя традиция сада - уединенного места для созерцания и размышлений, восходящая еще к философии древнегреческой, римской. Основная идея данной философии - совмещение красоты и удовольствия с пользой, а работы - с созерцанием природы.
Так же, в становлении пейзажного стиля в паркостроении Англии очень важную роль сыграла и христианская теология. Прежде всего, Ветхозаветное описание райского сада - Эдема. Адам до грехопадения был садовником, работал и наслаждался дивным садом, но и после изгнания добывал хлеб от земли. Соответственно, согласно христианской традиции, садоводство - один из чистейших и божественных видов деятельности, доступных человеку. Это попытка вернуться в рай, воссоздать его и приблизиться к Богу.
Изначально, концепция пейзажного стиля паркостроения появилась в монастырских садах. В монастырях, монахи проводили много времени в размышлениях и созерцании мира, соединяя пользу и духовную жизнь. Эти сады появились в Англии еще после нормандского завоевания (1066г.). А в и веках монастырские сады испытывали ренессансное влияние. Позже, в - веках на месте монастырских садов расположились парки нового времени, оставив лишь монастырские постройки и полностью уничтожив средневековые сады.
Так же происходило и со средневековыми феодальными замками, на месте которых или по схеме которых строились теперь загородные резиденции, усадьбы.
40-70-е годы XVIII в. можно считать периодом становления пейзажного стиля паркостроения. В пейзажных парках сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов:
ь появляются холмы,
ь вместо фонтанов и водных партеров - ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов,
ь боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры - лужайками.
И так, пробудившийся интерес к красоте естественных ландшафтов, воспеваемых поэтами, писателями, философами и художниками, пришел на смену барокко - классицизм. Классицизм - художественный стиль XVIII - начала XIX вв., обращающийся к античности и античному искусству как к идеальному образцу. В садово-парковом искусстве отождествляется с пейзажной планировкой, отказом от сложных регулярных построений как противоречащих природе. Утверждение в конце XVIII - начале XIX в. новой общественно-экономической формации - капитализма - повлекло изменения в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте.
пейзажный паркостроение ландшафт архитектура