Творческие индустрии как способ формирования городского пространства

дипломная работа

2.2 Креативный город: «старые-новые» культурные площадки

Творческие индустрии сегодня призваны размыть границу между культурой и бизнесом. В соответствии с концепцией «креативный город» Ч. Лэндри в результате деятельности творческих кластеров происходит возрождение заброшенных территорий.

Кластеры представляют собой содружества независимых компаний, связанные общностью территории и отношениями взаимного сотрудничества и конкуренции. Для креативных людей немаловажна приятная, стимулирующая среда. Поэтому они часто селятся вблизи друг от друга, образуя кластеры. Функционирование культурных и творческих кластеров не только оживляет производственные площади, но и обеспечивает «низкий порог вхождения» в креативную среду начинающим творцам.

Кластеры варьируются в своих масштабах. Это могут быть крупнейшие районы, такие как Голливуд, индийский кинематографический центр Болливуд, Стэнфордский исследовательский и промышленный парк вблизи города Пало Альто в Калифорнии (Силиконовая долина).

Рассмотрим один из таких кластеров, раположенных в лондонском Ист-Энде. Это содружество независимых творческих компаний, нашедшее приют

в здании бывшей пивоварни. Пивоварня Трумана (Truman Brewery) сохранила имя пивовара ХVII века и расположилась на месте его цехов через три столетия возникнет центр культуры и искусства. Новое здание Truman Brewery было возведено на Брик Лейн в 1888 году и стало крупнейшей пивоварней Лондона. Ист-Энд того времени был «обслуживающей зоной» для богатого центра города и лондонского Сити. Здесь располагались склады, небольшие заводики, рынки, цеха по изготовлению самого разного рода продукции. В 1988 году, спустя сто лет после открытия, оно перестало быть пивоварней, но по-прежнему его судьба связана с развитием города. Сегодня «старая пивоварня Трумана» (The Old Truman Brewery) привлекает людей со всего мира. На одиннадцати акрах земли есть все: бары, рестораны, магазины, мастерские, пространства для выставок и конференций, офисы и два рынка, которые открыты дважды в неделю и на которых можно купить дизайнерскую одежду. См.: Зеленцова Е. На пути к креативной экономике. - URL: http://www.creativeindustries.ru/rus/publications/creative_industries_way.

Известны примеры небольших кластеров, таких как «The Mushroom work» в Ньюкасле, на северо-восточном побережье Великобритании. Долгое время Ньюкасл был в основном индустриальным центром (судостроение, судоремонтная, электротехническая промышленность, производство горно-шахтного оборудования и т.д.). Сегодня город получает все большую известность как университетский город и центр культуры и искусства. Исторический центр города соседствует с промышленной зоной, в которой раньше располагались заводы и складские помещения. Сегодня эти кварталы стали центром креативных индустрий. В них расположены художественные галереи и мастерские художников, кинотеатры и кинопродюсерские компании, книжные магазины и издательства, культурные центры и офисы самых разных творческих предприятий. Творческие индустрии с каждым годом отвоевывают все большие пространства, осваивая ранее неуютные и заброшенные здания в промышленной зоне. Сегодня эта часть города конкурирует с историческим центром по притоку посетителей, как из числа местных жителей, так и из числа туристов. Одним из таких «завоевателей» старых промышленных зон стал британский художник и предприниматель Н. Джеймс, который создал небольшой творческий кластер «The Mushroom work». См.: Там же.Данный кластер вмещает двенадцать студий, кухню и небольшое помещение для выставок и презентаций.

Творческие кластеры - крупные или компактные, расположенные в мегаполисах или осваивающие промышленные районы в прошлом индустриальных городов - объединены нацеленностью на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей отдельных людей. Эти задачи не лежат только в плоскости культуры или исключительно в области социальной политики. Креативные индустрии как синтетическое явление, тесно связало свободный творческий поиск художников, экономические рецепты успешного бизнеса и решение социальных задач.

Проект «Креативный город» Ч. Лендри, представляет фундаментальные изменения, происходящие на всех уровнях городской жизни. В совокупности они представляют собой смену парадигм - переход от типичного города тридцатилетней давности к городу, каким мы видим его сегодня. Образ современного города отражает, прежде всего, европейский урбанизм. Городской центр служит нейтральным местом встречи для всех частей города, так что публично используемое пространство увеличивает богатство городов за счёт усиления взаимодействия, связей, торговли и интенсивности жизни. Городская жизнь сама по себе обладает способностью самоорганизации, превосходящей возможности отдельного индивида, а смешение и разнообразие культур формируют потенциал городского развития.

В частности, в рамках креативных индустрий было предложено переосмыслить пространство художественного музея, которое можно

проследить на примере лондонского музея Тейт-Модерн. Здание Тейт является самой эффектной из лондонских музейных новостроек Британии. Здание было спроектировано швейцарскими архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном. Долгое время галерея Тейт с ее коллекциями британского и современного искусства располагалась в викторианском здании в Вестминстере, приобретала мало и не имела особой охоты к нововведениям. Новое здание для Тейт-Модерн появилось в Лондоне в 2000 году, то есть почти на семьдесят лет позже музея современного искусства в Нью-Йорке (1929 г.), и на четверть века позже центра Помпиду в Париже (1976 г.). Преображение электростанции, расположенной на южном берегу Темзы, с тем чтобы расширить и оживить старый национальный музей, которое поначалу говорило о желании сэкономить на современности, на деле обнаружило симптом, еще не привычный в то время для Британии: живой интерес ко всем формам изобразительного искусства См.: Тейлор Б. Art today. Актуальное искусство 1970-2005. - М.: Слово, 2006. - С. 230..

Используя информацию книги Ч. Лендри «Креативный город» автор работы объединил ее в нижеследующие кейс-стадии, позволяющие проанализировать ряд инициатив творческих кластеров, воплотившихся в успешные европейские и российские арт-проекты. Техника кейс-стади (case - ситуация, study - изучение) представляет собой исследование конкретных ситуаций, отражающее не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирующее определенный комплекс знаний, методов, который важно усвоить при разрешении данной проблемы.

Делись добром ;)