logo
Теплоизоляционные материалы и изделия из неорганического сырья

1. История развития

Чтобы понять особенности развития производства пенопластов в России необходимо проследить за тенденцией выпуска газонаполненных пластмасс в СССР.

В СССР начиная с 1970 года, производство вспененных пластмасс растет примерно на 17,5% в год. И хотя за десятилетие их производство возросло в 5 раз, еще более увеличился спрос и поэтому дефицит потребности в теплоизоляционных пенопластах не уменьшился, а возрос. При этом структура производства пенопластов в СССР была иная, чем в США. Так, основную долю в производстве вспененных материалов занимали: пенополиуретаны - 31%; пенополистирол - 31%; фенольные пенопласты - 32%. На долю карбамидных пенопластов приходилось не более 1%, что по объему составляло порядка 30-40 тыс. м3, или не более 1% того, что производили США.

Таким образом, если к середине 80-х годов в развитых капиталистических странах стало наблюдаться насыщение рынков сбыта пенопластами, то в СССР - отставание производства вспененных материалов от их потребности.

После распада СССР и связанного с этим резкого падения объемов промышленного производства в России, пришлось, по сути дела, вновь создавать предприятия, специализирующиеся на выпуске теплоизоляционных материалов. В отечественном строительстве дефицит теплоизоляционных материалов первоначально покрывался за счет импорта пенополистирольных плит, а также изделий из минеральной ваты и стеклянного штапельного волокна. Хорошо зарекомендовали себя экструдированный полистирол германского химического концерна "BASF AG" (плиты зеленого цвета); изделия из полистирола американской фирмы "The Dow Chemical Company" (плиты голубого цвета), а также стекловатные маты URSA концерна "PFLEIDERER", Германия, Isover, Финляндия и минераловатные изделия Rockwool, Дания.

Однако, учитывая масштабность России, перевозка теплоизоляционных материалов на значительные расстояния способна поднять их стоимость сверх пределов конкурентоспособности, так как в связи с малой объемной массой теплоизоляционных материалов, перевозится в основном воздух. Поэтому ведущие компании мира - производители теплоизоляции - стараются продавать технологии или организовывать производство в странах - потребителях и по возможности с использованием своих сырьевых фирменных полуфабрикатов. Так, под Санкт-Петербургом ОАО "Флайдерер-Чудово" налажено производство стекловатных матов и плит под общим товарным названием URSA по немецкой технологии, а в г. Железнодорожный под Москвой с 1999 года стали производить некоторые типы наиболее качественных изделий Rockwool из минеральной ваты по датской технологии.