logo
Выставочные павильоны

Павильон «Собор Семян»

Дизайн павильона Великобритании был разработан студией Heatherwick, возглавляемой всемирно известным архитектором Томасом Хэзервиком (Heatherwick). Его команда выиграла проводимый комиссией Министерства Иностранных Дел Британии тендер на создание павильона, обойдя такие компании, как: Zaha Hadid Architects, John McAslan и партнеры, Marks Barfield Architects, Avery Associates, и DRAW Architects, предложившую совместный с dcmstudios проект.

При первоначальном планировании стратегии дизайна павильона Великобритании, студия Heatherwick ставила перед собой три цели, вытекающие из пожеланий британского МИДа сделать павильон одним из пяти самых популярных мест выставки. Первая цель - павильон должен быть спроектирован таким образом, чтобы его архитектура стала прямым выражением того, что Британия хотела продемонстрировать на выставке. Вторая цель - открытая для публики прилегающая территория должна иметь площадь, достаточную для того, чтобы посетители не чувствовали дискомфорта и толкучки и спокойно могли бы сделать выбор - зайти ли им в само строение или осмотреть его снаружи. И третье - он должен выделяться среди сотен других павильонов, событий и программ выставки своей уникальностью.

Студия Heatherwick предложила решение, гармонично вписывающееся в общую тему выставки «Лучший город, лучшая жизнь» и, в то же время, дистанционирующееся от сугубо высокотехнологичных павильонов, напичканных аудио-видео контентом на экранах, проекциями и колонками.

В сотрудничестве со сторонними командами проектировщиков, студия постаралась воплотить в павильоне Великобритании взаимоотношения между природой и современными городами. И это не голословное заявление - Британии, в этом плане, есть с чем идти на выставку: Лондон - самый зеленый из крупнейших мировых мегаполисов, Британия - родина первого в мире общественного парка, а Королевские Ботанические Сады в Кью - важнейшая мировая ботаническая организация.

Отсюда вытекает и идея Heatherwick о привлечении Millennium Seedbank (Банк Семян Тысячелетия) - проекте Королевских Ботанических Садов, в рамках которого планируется до 2020 года собрать образцы семян 25% всех растений мира. В разработке дизайна эта идея проявилась в виде двух эмпирически взаимосвязанных элементов: архитектурно-символического Собора Семян и многослойного ландшафтного покрытия на площади в 6000 кв. м. Собор Семян располагается в центре британского участка выставки. Достигая в высоту 20 м, он состоит из 60000 тонких прозрачных волоконно-оптических стержней длиной по 7,5 метров, на конце каждого из которых находится от одного до нескольких семян. В дневное время эти стержни пропускают внутрь помещения солнечный свет, ночью же, ночью же включаются источники освещения, встроенные в стержни. Гибкие оптико-волоконные «волосы» создают интересный динамический эффект даже при незначительном ветре.

Собор Семян можно рассматривать и как развитие экспериментов с текстурой и архитектурными элементами, проводившимися Heatherwick ранее в рамках проектов Sitooterie. В затемненном внутреннем святилище Собора Семян, концы оптико-волоконных стержней также снабжены семенами, только получены они были от Китайского Ботанического Института Кунминг - партнера проекта «Банк семян тысячелетия» Королевских Ботанических Садов Британии.Посетители будут проходить сквозь безмятежное медитативное пространство, окруженное десятками тысяч точечных источников света, освещающих семена.

Так как одной из функций оптических волокон является пропускание естественного света, то даже невидимое изнутри движение облаков над Собором Семян будет заметно по колебаниям внутренней освещенности. Студия стремилась создать в павильоне атмосферу благоговения перед огромной коллекцией мировых ботанических ресурсов и заставить посетителя заглянуть внутрь самого себя в этом мощном и безмолвном пространстве.

Каркас Собора Семян, изготовленный из стали и древесного массива, пронизывают 60000 оптических волокон диаметром 20 мм, проходящие через алюминиевые рукава. Отверстия в деревянной перегородке, формирующей внутреннее пространство строения, были просверлены с ювелирной точностью, чтобы обеспечить правильную установку алюминиевых рукавов, через которые протягивались оптические волокна. Сверление выполнялось автоматизированным фрезерным станком, работавшим под управлением компьютера, на котором была предварительно создана трехмерная модель павильона.

Такая точность понадобилась еще и для того, чтобы оптоволоконный массив Собора Семян создавал оптически обманчивый ореол на внутренних стенах павильона, преображал структуру материала и его отражательные способности и демонстрировал «эффект волны» даже при самом легком ветерке. Колыхание оптоволоконных нитей на внешних поверхностях Собора Семян символизирует хрупкую связь между землей и небом.

В море жестких дорожных покрытий выставки, окружающий Собор Семян ландшафт выступает продолжением здания. Было специально разработано особое искусственное травяное покрытие, позволяющее посетителям почувствовать на прилегающей к Собору территории уют и спокойствие.

Под Собором Семян и поверхностным ландшафтом скрываются естественно вентилируемые вход и выход в Собор. Эта зона, расположенная по трем сторонам британского участка выставки, разделена на три сектора, спроектированные лондонской студией Тройка (Troika): Зеленый Город, Открытый Город и Живой Город. Ниже этой зоны находится еще один уровень, площадь которого может быть использована для культурных или коммерческих мероприятий, санкционированных МИД Великобритании, а также может арендоваться сторонними организациями во время проведения выставки.

Создание неординарного и сложного комплекса, состоящего из строения Собора Семян и ландшафтной архитектуры прилегающей территории стало возможным лишь благодаря тесному сотрудничеству руководителя строительных работ Мэйса, главного инженера Адамса Кара Тэйлора, инженера по эксплуатации Этэлье Тэна и показавших высочайший профессионализм китайских инженеров и подрядчиков. Для снижения транспортных расходов, 75% стройматериалов, использованных для строительства выставочного павильона Великобритании, было приобретено не далее, чем на расстоянии 300 км от Шанхая. Британское правительство заверило, что по окончании выставки, большинство использованных для строительства материалов будет либо утилизировано, либо (по возможности) повторно использовано.

МИД Великобритании считает, что Собор Семян и британский участок выставки станут одной из настоящих жемчужин Shanghai Expo. Эта вера зародилась еще до официального открытия, когда проект студии Hearthwick стал первым проектом, чьи детали были опубликованы в шанхайской прессе еще в 2009 году. Выгодно смотрится британский павильон и в сравнении с другими национальными проектами - он уже входит в ТОП-5 по популярности у посетителей, а сам павильон успел получить неофициальное прозвище «Pu Gong Ying», что в переводе с китайского значит «одуванчик».

После того, как шанхайская выставка разлетится как семена одуванчика, исчезающие в легком дыхании бриза, 60000 оптоволоконных волосков Собора Семян, каждый из которых несет с собой огромный потенциал жизни, будут распределены по сотням британских и китайских школ, как особое наследие Павильона Великобритании на выставке Shanghai Expo 2010.