logo
Города арабского мира (от раннего поселения до феодального города)

Введение

Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных страны Восточной Африки. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн. человек и общей площадью приблизительно 13 миллионов квадратных километров, что делает его второй по площади после России геолингвистической единицей в мире.

В истории бывают моменты бурного роста городов. Так было, когда войска Александра Македонского неудержимо стремились на восток; в древнем Хорезме, где вслед за развитием оросительной системы возникли оазисы возделанной земли. Такие этапы истории оставляют обильную пищу для всех разделов исторической науки. Они открывают благодарные возможности для истории градостроительства: новые города расчерчивались на поверхности земли по задуманному плану, как на чистом листе бумаги. Здесь замысел зодчего раскрывается во всей первозданной чистоте. Вслед за контуром городских стен появлялись укрепления, дворцы и храмы, росли кварталы жилищ, рынки, общественные здания, ветвилась уличная сеть.

В средние века знаменательны первые столетия арабских завоеваний, когда владения арабского халифата безудержно ширились к востоку и западу. При этом обретают вторую жизнь древние культурные центры как Иерусалим и Дамаск, возникают новые города - Куфа, Басра, Васит, Багдад на Тигре и Евфрате, Фустат и Каир на Ниле, Кайруан в глубине Ифрикии, Фес на крайнем западе. Впоследствии одни из них отмирают или меняют место, другие растут, выплескиваясь за тесные границы крепостных стен. Вскрывать анатомию средневекового города арабских стран, проследовать этапы его развития - подобная задача представляется масштабной.

Анализу подлежат не только планировка городов, их система обороны и элементы благоустройства, но также конкретное содержание городской застройки - типы жилых, культовых, общественных сооружений во всем их многообразии, формирующих городскую среду и неповторимый архитектурный ландшафт.

Арабы, населяющие в древности главным образом Аравийский полуостров, в VII в. Двинулись за его пределы. Их побуждали к этому назревавшие социальные перемены - сложение рабовладельческого уклада в разлагавшемся первобытно - общинном строе. Почва для объединения разрозненных племен была подготовлена заменой язычества монотеизмом. Отсчет календаря новой религии - ислама ведется с 622 г (дата бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). Ислам стал знаменем “Священной войны - джихада. К 640 г. Арабы заняли византийскую Сирию. Затем повернули на восток и достигли Китая, а в 715 г. Появились в Средней Азии. На западе арабы захватили Египет и весь север Африки, в 713 г. Подчинили Пиренейский полуостров, а в 721 г. Пересекли Пиринеи.

Арабское завоевание отнюдь не сопровождалось поголовным истреблением жителей (как при монгольском нашествии) или разрушении городов (чем известны походы Тимура). В покоренных странах арабы довольствовались захватом добычи и взиманием дани. Их стремительные военные успехи объясняются политической слабостью в то время Византии сасанидского Ирана (где население нередко вставало на сторону завоевателей), дробностью среднеазиатских государств. В вестготской Испании рабы и крепостные встретили арабов как освободителей, покупая волю путем обращения в мусульманство.

Силой обстоятельств арабы вынуждены были проявлять широкую веротерпимость. Они не спешили обратить коренное население в ислам, поскольку такая мера сократила бы поступление в казну возлагаемой на неверных подушной подати “джизья”. В Египте мусульмане стали преобладать не раньше XIII в, а христиане - копты живут до сих пор. В Сирии поныне сохраняются чисто христианские селения (Сыднайя, Маллула).

Арабы охотно прибегали к услугам христиан, выбирая из их среды министров, лейб-медиков, писарей. Но жили обособленно, вытесняя иноверцев на периферию города.

Арабы не меняли на подчиненных территориях существенного строя. Обширное государство арабского халифата оказалось конгломератом областей с различной системой управления и хозяйства.

Первые халифы (Абу Бекр, Омар, Осман, Али) были выборными, соединяя в своем лице политическую, военную и теократическую власть. Центром государства оставались Медина вкупе со священным городом Меккой. Позднее на престоле утвердилась династия Омейядов, которая возглавила одну из самых обширных империй мира, включая сюда все занятые арабами страны, где правили наместники. Столицей Омейядов стал Дамаск.

Омейяды удерживали трон менее ста лет (661-750 гг.). Их сменила Аббасидская династия, существовавшая пять веков (750-1258 гг.). Если Омейяды установили арабское господство - пишет известный ориенталист А. Массэ - то Аббасиды - династия скорее мусульманская, нежели арабская. Более того - “аббасидский халифат выглядел как новое воплощение сасанидской монархии”. Иранцы поддерживали Аббасидов в борьбе за престол, становились их визирами (советниками), а двое из династии родились от персианок. Понятно, что Аббасиды перенесли резиденцию в Багдад, к границам Ирана. При Аббасидах рыхлая по структуре империя с отделенными провинциями и преобладанием там неарабского населения стала распадаться. Признаки раскола выразились в форме религиозной оппозиции - хариджизма и шиизма. В Магрибе, т.е. на Западе, как арабы называли север Африки, возникли к 800 г. самостоятельные берберские государства с центрами в Кайруане (Аглабиды), Таграрте (Хариджиты) и Фесе (Идриссиды). В Египте с 969 г. осели Фатимиды, считавшие себя потомками дочери пророка Фатимы. В IX-X вв. отпали Иран и Средняя Азия. Аббасидкский халифат и в тесных границах оставался влиятельной державой, но погиб от монгольского нашествия.

Магриб не знал таких напастей как монгольское нашествие на востоке или походы крестоносцев, осаждавших Сирию и Палестину с конца XI до начала XIII вв.. Но немало бед принесли арабские кочевые племена бану- хилаль, хлынувшие из верхнего Египта на территорию Туниса и Алжира. Усиливая арабизацию Магриба, они в то же время отодвинули к морской кромке границы возделанных земель, нарушалась государственная жизнь, оседлое население спасалось бегством в приморские города.

На крайнем западе развивались политические события, в которых видная роль принадлежала берберским династиям Альморавидов, а особенно Альмахадов, создавших империю в границах всего Магриба. Магриб всегда был прибежищем для политических эмигрантов - изгнанные из Сирии Омейяды в Андалусии оттянули конец династии более чем на три столетия, но уступили войскам альморавида Бен Ташфина.

В целом историю арабского средневековья принято делить на три этапа, из которых первый завершается к концу XI в. Полным развитием военноленной системы, позволявшей феодалам взимать земельные подати, проживая в городах. Второй этап, время развитого средневековья начинается закатом династии Аббасидов, когда политическая инициатива переходит к сильным правителям Египта и крайнего Магриба. На третьем этапе, с XVI в. наступает распад - в 1492 г. под патиском реконкисты пал Гранадский эмират, последний оплот мусульман в Испании, дробились государства Северной Африки, где наиболее значительных успехов достигли наследники Альмохадов, Мериниды (1248-1465 гг.). Египет, Аравия и Сирия в XVI в. Стали частью Османской империи.

Арабы заявили свое появление на арене истории не только завоеваниями, но и достижениями в области культуры. В пору, когда христианский мир погрузился во мрак средневековья, ислам стимулировал развитие наук, впитавших достижения греческой учености. В результате европейская наука отстала на три столетия и, вынужденная черпать мудрость из арабских трактатов, оказалась в неоплатном долгу перед Востоком. Ученые стран ислама изобрели алгебру и тригонометрию, химию и десятичное исчисление, определили географические широту и долготу, измерили окружность нашей планеты. Арабские путешественники оставили описание далеких стран, медики открыли инфекционную природу ряда заболеваний, занимались хирургией и широко разрабатывали фармакологию. Арабский язык стал “латынью Востока”

Внимание к местным традициям и широкие культурные искусств - литературы, художественных ремесел миниатюрной живописи и зодчества.

По письменным источникам XI в. В халифате существовали четыре типа городов: эллинистический, южно-арабский, вавилонский и восточный. Подобное многообразие объясняется протяженностью границ империи, вмещавших города, возникшие еще до ислама. Наше внимание направленно в первую очередь к новостройкам на занятых арабами территориях Ближнего Востока и Средиземноморья.

Для уяснения путей развития городов столь обширного региона необходимо, прежде всего, свести воедино данные, опубликованные на страницах разноязычной литературы. Такая сводка уже сама по себе представляется значительным шагом вперед. Характеристика городов получает наглядность путем составления сравнительных текстовых и графических таблиц, где показаны размеры и конфигурация городов, воссоздаются последовательные фазы из развития. Устанавливается структура города и социальные функции каждой из его частей, а вместе с тем исторические закономерности эволюции частей и целого. Анализ раскрывает определенную систему в рисунке уличной сети и ее соответствие функциям города как целостного организма.

Условием возникновения городов было, как правило, наличие источников питьевой воды. А необходимой мерой сохранения жизнеспособности являлась надежная фортификация.