logo
Градостроительное развитие Одессы от основания города до начала 20 века

1. Основание города

Основание Одессы имеет длинную историю. 14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Хаджибея. В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок для матросов Средиземноморской флотилии, проект которого составил в Санкт-Петербурге военный инженер голландского происхождения Франц Павлович Деволан. Проектом предусматривалось, кроме размещения порта и жилых кварталов, создание главной городской площади с размещением соборной церкви. В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.

Процесс дальнейшего восхождения города несколько затормозился при императоре Павле, который в конце 1796 и 30 марта 1797 г. издал неблагоприятные для Одессы приказы: "Одесский порт по неудобности его, - значилось в приказе от 30 марта 1797 года, - не будет отделываться на такой конец, чтобы быть ему военным портом..., а окончатся только начатые строением...".9 января 1800 года магистрат отметил, что "со временем может прекратиться и распространяющаяся (здесь) торговля". Положение существенно изменилось, когда в 1800 году на престол вступил Александр Первый. Город снова пошел в рост, начал строить великолепные дома, благоустраиваться.

В 1820 - 1840-х гг. в Одессе строились красивейшие ансамбли, общественные, культовые, жилые постройки (Приморский бульвар, Потемкинская лестница и т.д.). Бурную деятельность развернул основанный еще при И. Ришелье Одесский Строительный Комитет. С первых дней своего существования город застраивался под руководством инженеров и архитекторов. Так, после указа об его основании была учреждена Экспедиция строения гавани и города Хаджибея с купеческой пристанью.

Организующее значение магистралей в развивающихся городах со сложившейся ранее запутанной сетью улиц несомненно. Не так очевидно оно в случаях, когда улицы города изначально прямы, протяженны, достаточно широки и пересекаются под прямыми углами - как, скажем, в Одессе. Здесь при передвижении по городу возможен широкий выбор равноценных по дальности маршрутов.

Во времена, когда движущими силами на транспорте были натуральные лошадиная и воловья, о скорости внутригородских перевозок мало заботились. Та же Ришельевская служила местом променада в экипажах - здесь о скорости вообще говорить не приходится. И все же мы знаем, что планом Деволана была предусмотрена магистраль, идущая через весь город из порта по Военной балке, Большому (Александровскому) проспекту в направлении современного "Привоза", магистраль, отчетливо выраженная на плане и в течение более 30 лет разделявшая город на две части - Северный и Южный форштадты.

Не менее четко планировочными средствами выражена магистраль, совпадающая с самой длинной тогда Преображенской улицей: здесь стыкуются лежащие под разными углами две основные сетки улиц, и эта "пограничная" магистраль сделалась позднее кордоном между Греческим (Северным) и Военным (Южным) форштадтами. Магистральными были, по существу, поперечные улицы: Херсонская-Ланжероновская и Тираспольская-Почтовая, по которым шли обозы от Херсонской заставы в порт и от Тираспольской заставы к хлебным магазинам, сосредоточенным у Карантинной балки. Позже эти улицы не были оформлены соответствующим образом градостроительными средствами, а Ланжероновская была отрезана от Херсонской Городским садом.

Что до единого общественного центра города, он не был предусмотрен. Однако при сопоставлении деволановского плана Одессы и его модификаций 1803, 1809 и 1811 гг. сразу же бросается в глаза не столько отсутствие такого центра, сколько несоразмерно большое число крупных площадей, рассредоточенных в пределах намеченных границ города. Всего их восемь, расположены они примерно на равных дистанциях друг от друга и за исключением будущей Соборной площади - прямоугольны. Невольно возникает предположение, что отсутствие общегородского центра связано с "региональными" функциями этих площадей.

Была поставлена задача проектирования города-порта практически на голом месте, причем уже в проектном решении должен был быть импульс к его стремительному росту. Нарождающийся город должен был сразу же заявить о себе как о крупном начинании, приобрести имидж очередного "чуда света", ошеломить размахом строительства и овладеть сердцами и умами дальновидных коммерсантов, банкиров, ремесленников, представителей интеллектуальной элиты. А это диктовало необходимость развернуть работы широким фронтом, на большой территории, всемерно афишируя "наших планов громадье"

Деволан рассредоточил в пределах границ большого города восемь площадей - как бы центров притяжения формирующихся жилых зон. Ни одна из них не обладала явными преимуществами перед другой - горожане могли селиться в той или другой, сообразуясь с собственными приоритетами. При этом предполагалось, что территория между этими локальными жилыми зонами какое-то время останется незастроенной, т.е. город будет эволюционировать по принципу образования мегаполиса.