logo
Градостроительство Средней Азии во второй половине XIII века – первой половине XIV века

2. Город Карши

О городе Карши в данный период информации очень мало, но все же есть. Лишь несколько дотимуровских памятников архитектуры XIV века сохранилось в Узбекистане, и все эти памятники -- мавзолеи. А между тем немало строилось, разумеется, и иных сооружений. Известно, например, о воздвигнутом по распоряжению хана Кебека в окрестностях Несефа огромном ханском дворце -- Карши, по которому этот древний город в XIV веке получил свое современное наименование. Дворец был сборно-разборный, подобный тем, что строили Караханиды в пригородах Бухары, был сооружён в 1313-1326 годах на расстоянии 2,5 фарсаха от города Несеф. Позже на его месте строится медресе Одина -- учебное заведение, в котором учились женщины. Его возвели на месте ханского дворца.

3. Декор архитектурных памятников

градостроительство архитектурный художественный декор

Эволюция архитектурного декора в ХIII--XIV веках может быть обрисована в следующих чертах.

Отдельные поливные изразцовые кирпичики вводится вертикальными вставками в кладки между парами строительных кирпичей (мавзолей эмира Бурундука в Шахи-Зинде, мавзолеи Миздахкана). Некоторые элементы орнамента резной терракоты покрываются голубой поливой - обычно это геометрическая система гириха или буквы текста, в то время как орнаментальная резьба, составляющая заполнение внутри полигонов и звезд гириха, или фон надписей остаются в обычной фактуре обожженной глиняной плитки и узор выделяется глубокой светотенью резьбы.

Резной изразец сплошь покрыт цветной поливой, обычно ярко-голубого, реже мутно-синего цвета. Орнамент стилизованно-растительный. Многочисленные и превосходные образцы дает мавзолей Буян-Кули-хана, группа мавзолеев Шахи-Зинды (зиаратхана при усыпальнице Кусама ибн-Аббаса, мавзолей Ходжа Ахмада, Безымянный 1360 г., Шади-Мульк, Эмир-Заде, Туглу-Текин, Рухабад). В тех же памятниках широко использовано сплошное покрытие резного изразца поливами двух цветов -- например, голубым и синим, голубым и белым. Орнамент в основном эпиграфический, на сложно-растительном фоне.

Своеобразна перегородчатая майолика. На крупной плитке наносится трехцветный узор -- белым, голубым и синим; для того чтобы в процессе обжига краски при сплавлении не втекали друг в друга, орнаментальные элементы разделены глубокой бороздой (в перечисленных выше памятниках широко представлен и этот прием). Орнаменты геометрического и эпиграфического характера, но чаще всего это имитации мелких кирпичных фигурных кладок, практически выполненных на единой плитке, но зрительно воспринимаемых как набор цветных кирпичей.

Гладкая майолика--двухцветная, с росписью черным или синим под ярко-голубой поливой; орнамент стилизованно-растительный. Характерный пример -- звездчатые и крестовидные изразцы на портале мавзолея Ходжа Ахмада.

Майолика резная, многоцветная, с подглазурными росписями и слегка рельефным узором. Лучшие образцы дает хорезмская школа -- фасад, сагана и стела мавзолея Наджмеддина Кубра в Куня-Ургенче, надгробие Сейида-Алауддина в Хиве; в Самарканде --намогильник Кусама ибн-Аббаса в Шахи-Зинде, где применена также над-глазурная окраска некоторых деталей золотом. Орнамент -- стилизованно-растительный и эпиграфический.

Майолика многоцветная, с частичной надглазурной росписью непрозрачными ангобными красками (мавзолей с именем мастера Али Несефи в Шахи-Зинде). Поливные изразцы с надглазурной росписью твореным золотом (Безымянный мавзолей в средней группе Шахи-Зинды).

Приведенный перечень дает лишь главнейшие типы изразцов, отнюдь не претендуя на исчерпывающую полноту, так как имеются и образцы, сочетающие в себе перечисленные приемы гончарной технологии. Остается добавить, что в 70-х годах XIV века в Средней Азии впервые появляется наборная резная мозаика на кашинной (силикатной) основе. Памятником, сохранившим ее, является мавзолей Суфи в Ургенче (так называемый Тюрябек-ханым).

Появление здесь мозаики мы связываем с влиянием западноиранской керамической школы, скорее всего с Азербайджаном, где применение этой декоративной техники отмечается со второго десятилетия XIV века (мавзолей Улджейту Худабепде в Султании, мавзолей 1322 г. в Берда). По существу, лишь после походов Тимура на Хорезм, а затем на Иран и привода оттуда пленных мастеров техника резных наборных мозаик прочно закрепится в местной архитектуре, в то время как иные перечисленные выше разнообразные приемы цветного декора имеют, бесспорно, местный генезис.