Автомобильная дорога Ставрополь-Буденновск

курсовая работа

2.2 Виды работ при строительстве

Одним из важнейших вопросов строительства является определение видов и объемов работ.

Земляные работы отличаются наибольшей неравномерностью распределения объёмов по длине строящейся дороги и разнообразием условий их выполнения. Сооружение земляного полотна должно выполняться комплексно-механизированным способом специализированными подразделениями (комплексной колонной или отрядом, механизированными бригадами или звеньями). Звенья целесообразно организовывать из однотипных машин: скреперные, бульдозерные, экскаваторные и др.

Строительство труб, малых и средних мостов следует выполнять с опережением работ по возведению земляного полотна. Земляное полотно, как правило, необходимо возводить без разрывов на всём протяжении. На участках расположения крупных мостов и других сложных инженерных сооружений, а также в местах с особыми грунтовыми условиями (глубокие болота, заболоченные места, оползневые участки), работы проводят заблаговременно специализированными механизированными подразделениями до подхода отряда линейных земляных работ.

В процессе работ должен быть обеспечен временный водоотвод, а при оставлении на зиму сооружённого земляного полотна его поверхность и откосы должны быть обязательно спланированы и водоотвод полностью обеспечен. Откосы по возможности должны быть укреплены.

Классификация работ:

1. Подготовительные работы или Подготовка дорожной полосы включает:

– восстановление и закрепление трассы;

– расчистку полосы;

– снятие растительного слоя;

– разбивку работ.

Перед началом сооружения земляного полотна необходимо выполнить подготовительные работы, которые включают: восстановление и закрепление трассы; расчистку полосы отвода; разбивку элементов земляного полотна; устройство временных дорог, въездов и выездов для скреперов и другой техники; постройку временных сооружений; линий связи; электроосвещения и т.д.; водоотводные и осушительные работы, подготовку (расчистку и планировку) основания насыпи, в необходимых случаях рыхление грунтов в резервах и выемках.

В практике дорожного строительства, в основном, используют два способа возведения земляного полотна: корытный и возведение насыпи с присыпными обочинами. В первом случае, при возведении насыпи на ее поверхности нарезается корыто, для последующей укладки в него слоев дорожной одежды - этот способ является достаточно трудоемким и используется, в основном, для строительства городских дорог. Однако, в дождливую погоду в корыте собирается влага, что приводит к обрушению его стенок. Второй способ наиболее распространенный и простой способ, при котором насыпь отсыпается на высоту hн, до низа дорожной одежды. Обочины в этом случае отсыпаются позднее, параллельно с укладкой слоев дорожной одежды.

2. Основные работы по сооружению тела земляного полотна включают в себя:

1. Разработку грунта, которая может производится различными землеройными машинами в карьерах, выемках и сосредоточенных резервах, а так же в боковых резервах.

Перемещение грунта от источника его добычи до места укладки в насыпь. Перемещение грунта из бокового резерва производится машинами осуществляющими его разработку.

Грунт для отсыпки насыпи земляного полотна разрабатывают и перемещают следующими способами:

- из боковых резервов (вдоль строящегося участка), этот способ может использоваться при выполнении линейных работ. Из-за короткого пути транспортировки грунта он является наиболее экономичным, но имеет ряд недостатков: увеличивается ширина полосы земли, отводимой на время строительства; на протяжении строящегося участка могут меняться характеристики грунта, что отрицательно сказывается на качестве отсыпаемой насыпи; увеличивается объем работ по восстановлению отводимых земель, осложняется отвод воды от земляного полотна и т.д.

- из сосредоточенного резерва, находящегося на расстоянии от места строительства. Этот способ наиболее распространен и применяется в том случае, когда грунт боковых резервов непригоден для строительства, или по каким-либо причинам, его нецелесообразно использовать для отсыпки насыпи: городская зона застройки; заболоченная местность; ценные земли; проходящие рядом коммуникации. Он эффективен при отсыпке мостовых подходов, а также высоких насыпей.

2. Разравнивание грунтов. Предварительное разравнивание часто осуществляют в процессе послойной укладки грунта. Послойное разравнивание грунта и планировку поверхности выполняют после отсыпки каждого слоя на всю ширину земляного полотна на всей захватке.

3. По необходимости выполняется доувлажнение или осушение грунтов до оптимальной или требуемой влажности.

4. Слой уложенного и спланированного грунта уплотняется одним из методов: укаткой, трамбованием или виброуплотнением с применением соответствующих уплотнителей.

Уплотнение грунта земляного полотна является одной из наиболее ответственных технологических операций. Качество уплотнения грунта в насыпи и рабочем слое выемок определяет устойчивость земляного полотна, что в конечном итоге обеспечивает надежность, прочность и долговечность дорожной одежды. В данном случае под устойчивостью земляного полотна понимается способность сооружения сопротивляться внешним и внутренним усилиям без разрушения, сохранять первоначальную форму и положение в пространстве.

3. Отделочные работы

В состав отделочных работ входит планировка поверхности земляного полотна, откосов насыпей и выемок, а так же планировка дна и откосов боковых резервов, укрепление откосов насыпей и выемок для обеспечения местной и общей устойчивости.

1. Планировка откосов и поверхности земляного полотна.

После окончания основных работ полотну придают проектное очертание. Если на поверхности полотна оставлены неровности, их приходится заполнять дорогостоящими материалами одежды. При этом толщина одежды будет различной и неравнопрочной. Неровности в кюветах способствуют застою воды, ускоренному размыву грунта, что приводит к уменьшению устойчивости полотна. Неровная поверхность полотна противоречит технологическим и эстетическим требованиям.

2. Укрепление откосов насыпей и выемок

Укрепительные работы выполняются на завершающей стадии строительства автомобильных дорог. Укреплению подлежат откосы и обочины земляного полотна конусы и подходы к малым искусственным сооружениям, откосы насыпи у оголовков труб.

Работы по укреплению откосов и обочин относятся к числу мероприятий направленных на повышение долговечности и надежности эксплуатации земляного полотна. [11,12].

Делись добром ;)