logo
Декоративные водоёмы

Введение

Любой сад, созданный даже по самому эксклюзивному и оригинальному ландшафтному проекту, воспринимается незаконченным, недостаточно живым, если в нём не присутствует водный элемент. Вода способна придать любому ландшафту особенную привлекательность, в саду, где находится небольшой водоём, пруд, ручей или даже фонтан будет приятно провести время после напряжённого дня, отдохнуть с друзьями или просто побыть в одиночестве.

Без воды нет жизни. Первые живые организмы зародились именно в воде, и прошли сотни миллионов лет, прежде чем растения, а затем и животные вышли на сушу. Человек выделяется среди большинства сухопутных существ своей особой тягой к воде. Люди не только способны научиться плавать даже в младенчестве - они ещё очень любят купаться, отдыхать у воды и путешествовать по воде при помощи разнообразных подручных средств, от маленьких плотиков и лодочек - до огромных круизных лайнеров.

Селиться люди тоже предпочитают у воды, и если в пустыне, где вся жизнь вращается вокруг оазисов с непременными источниками живительной влаги, это вызвано жизненной необходимостью, то в других местах планеты тяготение населённых пунктов к морям, озёрам, рекам и водохранилищам объясняется более сложными причинами. В России нет практически ни одного города, где не было бы водоёма, и так сложилось исторически: люди селились, в основном, по берегам рек, образовывая поселения, которые со временем росли, преобразуясь в крупные города.

В настоящее время, в век глобального производства и промышленности, человек вновь потянулся к природе. Дачи, фазенды, сады, частные рекреационные зоны набирают огромную популярность, вместе с этим, повышается спрос и на создание различных ландшафтных композиций, в том числе и на создание собственного декоративного водоёма у себя на участке. Создание искусственного водоёма на сегодняшний день не является технологически сложным. На своём участке, в зависимости от своих предпочтений, финансовых возможностей, можно создать абсолютно уникальный объект. Не стоит забывать о том, что водоём - это, прежде всего, биологическая система, которая должна работать по законам природы, поэтому немало усилий стоит уделить вопросам по месту планирования, растениям, животному миру, непосредственно самой воде в водоёме, температуре и ряду других особенностей. Водоём обогащает ландшафт, создаёт особое настроение, несёт огромную энергию и, в какой-то степени, формирует уникальный микроклимат всего участка, ведь так приятно в знойный летний день, когда воздух застыл и на небе ни облачка, услышать журчание прохладных водяных струек ручья или просто посидеть у водной глади, думая о чём-то приятном. [1]

1. История возникновения водоёма

Как только исторической наукой стали отслеживаться следы более-менее развитой человеческой цивилизации, так стали появляться и первые сведения о рукотворном создании водоёмов. Тысячи лет человек живет рядом с водой, зависит от неё, использует, восхищается и поклоняется, поэтому совершенно неудивительно, что и рукотворные водоёмы появились очень давно.

Первые сады со специально устроенными водоёмами появились, конечно же, в Древнем Египте. Однако значение их было чисто утилитарное: в садах выращивали фрукты, а водоёмы предназначались исключительно для рыбы и водоплавающих птиц. В эпоху могущества религии Египет захлестнуло строительство величественных культовых сооружений, на которые не жалели средств и изысканных архитектурных украшений. Поэтому вполне естественно, что около таких сооружений появились пышные сады и водоемы, которые уже несли и эстетическую составляющую. В Египте первые документальные упоминания о садах относятся к IV -- III тысячелетию до н. э.. В садах при храмах или богатых усадьбах могло быть несколько водоёмов, в которых, кроме рыбы и птицы, сажали священный лотос и кувшинку. Основателем развития ландшафтного преобразования и садоводства стал Рамсес III (1198 -- 1166 до н. э.), при котором было заложено более 500 садов. Любовь египтян к строгим монументальным формам отразилась в геометрической планировке садов и в лаконично прямоугольной форме прудов.

Египтяне также первыми создали технические системы каналов, по которым воды Нила отводились для орошения полей и наполнения водоёмов. Так, например, плотина Кошиш имела длину 450 м и высоту 15 м, а предназначалась она для отвода Нила от территории, где возводилась столица Мемфис. В те же времена была построена плотина Саад-эль-Кафара высотой 12 м и длиной 108 м. В 2300 году до н. э. египтяне возвели близ Каира целое водохранилище Мёрис, которому Геродот присвоил звание чуда света.

В конце II тысячелетия до н. э. на сцену истории выходит иранская цивилизация. Документы сохранили сведения о самом известном саде Ирана -- Чар Баг, который был разделён прямыми каналами на 4 части. Такое, с виду простое, деление помогало экономно использовать драгоценную воду, и, согласно исламскому учению, символизировало 4 реки, вытекающие из единого источника в разных направлениях. Сад Чар Баг стал эталоном для устроения садов всех близлежащих государств на тот период. В ассирийском городе Калахе царь Ашшурнасирпал II (883 - 859 гг. до н. э.) возвел каналы для орошения виноградников и фруктовых деревьев, произраставших в его роскошных владениях.

В странах Востока вода имела необычайную ценность, она означала жизнь, богатство, символизировала душу. Сады с роскошными бассейнами и серебристыми струями фонтанов не только спасали от жары, но и являлись олицетворением власти и богатства. Восточные бассейны имели правильную прямоугольную или восьмиугольную форму и устраивались на пересечении дорожек или в центре пышного сада, символизируя стабильность. Стены и дно бассейнов выкладывали плиткой или мозаикой небесно-голубого цвета, что делало воду синей, подчеркивало красоту и глубину водоема. Садовые каналы наполнялись водой, отведенной из рек, а в мавританских садах Альгамбры, на юге Испании, применялась талая вода с гор.

Восточные идеи устройства садов с водоёмами распространилось и на сады Великих Моголов, получив при этом дальнейшее развитие. Здесь также применяется разделение сада на 4 части каналами, но уже в таких садах, как Нишат-Багх и Тадж-Махал исламский дизайн преломляется через культуру Индии, где планировка водоёмов талантливо включена в общий архитектурный ансамбль, значительно усиливая общий эстетический эффект.

Греческая цивилизация заявила о себе в 10 веке до н.э. Известно о священных рощах с алтарями, где эллины поклонялись своим богам. Со временем священные рощи превратились в сады при храмах. Греческое садовое искусство стало активно развиваться благодаря походам Александра Македонского. Завоеванная Азия с высокоразвитым садово-парковым искусством была включена в греческую культуру и породила индивидуальный стиль, особенностью которого было устройство террас и использование горного рельефа местности. Также Греция вошла в историю садово-паркового искусства обилием великолепных скульптур и малых архитектурных форм.

Среди специализированных греческих садов были популярны герооны - священные рощи героев, философские сады - где читались лекции для публики, ипподромы - сады для состязаний, гимнасии - сады для физических занятий. С точки зрения устройства водоемов для нас интересны нимфеи - сады, главным акцентом которых являлся водоём или водопад с алтарём для приношения жертв нимфам.

Исследования архитектуры Римской империи показали, что в свой ранний период она была подвержена общей восточной моде того времени. Особняки и виллы, как правило, имели небольшие внутренние дворы, где фруктовые деревья высаживались в линеечку вокруг небольшого бассейна. Однако бассейны уже богато украшаются бронзовыми и каменными скульптурами, некоторые из которых выступают в качестве элементов фонтанов. Так в Помпеях, например, археологами была обнаружена скульптура бронзового сатира, льющего из меха воду в бассейн. В полу римских двориков появляется мелкий водоем -- имплювий, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с кровли. Вода из имплювия попадала в специальную цистерну под полом дома, где накапливалась и использовалась потом для хозяйственных нужд.

Эпоха Ренессанса, возникшая на рубеже XIV -- XV веков, вызвала расцвет всех видов искусств, в т. ч. И садового. Стали строиться обширные усадьбы, окружённые живописными парками, созданными не для защиты от нападений, а для прогулок и удовольствий. В Италии, например, на склоне холмов появились сады с террасным расположением. Естественный рельеф позволял отводить воду горных рек, с помощью которой парк украшали ручьями и каскадами, водопадами и фонтанами.

В XVI в.Франция стала законодательницей моды во всех видах искусств, в том числе и парковом. При Людовике XIV возникает основной композиционный принцип французского регулярного парка - строго симметричное расположение всех элементов относительно продольной оси - главной аллеи. Применяются исключительно плоские водоёмы, гармонично увязанные с партерными цветниками, а все пространство парка привязывается к единому центру ансамбля - дворцу в стиле барокко. Чуть позднее плоские прямоугольные водоёмы, украшенные стрижеными деревьями в кадках, партерными цветниками и скульптурами, постепенно появляются в Вене, Люксембурге, Мюнхене, Лиссабоне, Лондоне и в Санкт-Петербурге.

Зато в Англии нашли своих сторонников идеи исключительно естественной планировки. Постепенно на смену французскому парку приходит английский парк. В начале XVIII века при развитии торговли, люди начинают активно путешествовать, привозя из далеких стран невиданные растения. Европейцы открывают самобытную и удивительную красоту садов Китая и Японии, искусство развития которых шло по своему особому пути. [2]