logo
"Космическая архитектура" Ивана Леонидова

Глава 4. Построение живой архитектурной формы. Мышление и формообразование

По Геккелю, живая форма имеет основные и вспомогательные оси построения. Если в морфологии тела живого организма Геккель различает форму «спины» и «брюшка», выделяет разность «передней» и «задней» части строения тела, то Леонидов, следуя ему, сочетает в архитектурных объектах вогнутые и выпуклые, расширенные и зауженные формы. Архитектор выстраивает живую архитектурную форму не через пропорции, как пытались действовать неоклассики (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский), а через морфологическое (структурное) подобие формам живых организмов.

В этом подходе не было ни яркого пластического биоморфизма, как у А. Гауди, ни метафорического экспрессионизма со скульптурным пониманием органической формы, как у Б. Таута. Начиная с проекта поселка Ключики близ Нижнего Тагила (1935), Леонидов разрабатывал специфический подход к архитектурной форме: обобщенные до геометрически четкой абстракции природные структуры в его работах сохраняли сложность рисунка биологического организма. Например, форма участка под коттеджи принимала облик, который в современной терминологии можно описать через понятие «архитектурное тело». Примером использования форм микромира может служить архитектура малых форм и ландшафтная архитектура с «удивительными» формами из геккелевского альбома в проекте Южного берега Крыма (1937).

А. Гауди. Жилой дом «Каса Мила» Бруно Таут «Стеклянный павильон

Глава 5. Архитектура и глобальные «коммуникативные сети»

Макромир тоже представлен своеобразно. Крупный пространственный масштаб в работах Леонидова - это всегда, по меньшей мере, масштаб планетарный. В проекте Артека (1937) Леонидов создает детский парк, в котором из ковыля, цветов и камней складывается карта полушарий Земли и мировых океанов.

Его архитектура всегда соединяется своеобразными глобальными «коммуникативными сетями» с различными точками, уголками, пространствами планеты. В ранних проектах эту функцию исполняли дирижабли, радиоволны. В конкурсном проекте Памятника Колумбу (1929) космический масштаб коммуникаций открыто и смело заявлен в самой структуре сооружения: «радио, кино, обсерватория, институт межпланетных сообщений, ставящий своей целью разрешение проблем межпланетных сообщений средствами последних достижений науки и техники; демонстрационным полем последнего служит аэродром и окружающая местность, другой частью море,зал мировых научных и технических съездов, причем съезды организованы при помощи радио». Памятник становился «конденсатором всех достижений мирового прогресса, местом широковещания о жизни и роли деятеля и о движении мировой истории». Для этого используется система трансляции изображений на расстоянии, напоминающая современные медиа-технологии: «Во всех городах мира на открытых площадях и в исторических музеях устанавливаются специальные экраны, на которые с помощью радиопередачи изображений проектируется история Колумба, которая специально заснимается на киноленты и отображает прогресс мировой культуры.

Таким образом, рассказ о Колумбе миру выражен живым понятным языком, и все достижения наших дней, как, например, перелеты Линдберга из Европы в Америку,“графа Цеппелина", экспедиция на полюс - захватывающие воображение всех, жители каждого города могут наблюдать у себя на площади на экране памятника Колумбу».