Анализ архитектурного памятника Нотр-Дам де Пари

контрольная работа

Исторические и географические условия формирования изучаемого объекта

НОТР-ДАМ (франц. Notre-Dame - "Наша Госпожа") - французское прозвание Богоматери. Культ Богоматери стал приобретать важное значение во Франции в XII-XIII вв. В XII веке Бернар Каервоский интерпретировал ветхозаветную "Песнь Песней" как аллегорию "божественной невесты", прославляющую Деву Марию - "Новую Еву". Статуэтки из слоновой кости, украшенные позолотой, изображали Мадонну с Младенцем на троне как невесту, "Прекрасную Даму". Средневековая рыцарская поэзия, куртуазные сюжеты и культ женщины соединялись с религиозными представлениями, и в результате сложилось, характерное в первую очередь для средневековой Франции, нежное отношение к образу Мадонны как земной матери и одновременно - прекрасной даме. Именно тогда ее стали величать: "Notre-Dame" - "Родная, Прекрасная Госпожа, или Наша Жена". Это определение встречается в куртуазной поэзии, любовной лирике, песнях трубадуров. Капеллы, церкви, соборы во многих городах Франции посвящались Богоматери и получали название Нотр-Дам: в Амьене, Лат, Клермон-Ферране, Париже, Пуатье, Реймсе, Санлисе, Страсбурге, Шартре.10 февраля 1638 года король Людовик XIII торжественно посвятил государство франков Деве Марии. Это событие известно в истории под названием "Обет Людовика XIII". В тексте присяги король отдал под покровительство Богоматери - "Прекрасной Госпожи" - свой народ, корону и государство.

В самом сердце Парижа, на восточной части острова Сите, величественно возвышается жемчужина французской готической архитектуры - кафедральный собор Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) - Собор Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) поражает своей красотой и изяществом.

архитектурный памятник готический париж

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 г. и продолжалось 167 лет, вплоть до 1330 года. Никому из первых двух поколений строителей не посчастливилось увидеть собор в законченном виде. Инициатором строительства был парижский епископ Морис де Сюлли.

Строительство, продолжавшееся в общей сложности около двух веков, было начато в 1163 году епископом Морисом де Сюлли на святой земле, где ранее располагалась церковь, построенная еще римлянами, а затем и христианская базилика. Епископ де Сюлли потратил на возведение Собора значительную часть как своего состояния, так и своей жизни.

По завершению строительства, величественный собор Нотр-Дам де Пари с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и пышных национальных похорон. Во время Французской революции в 1790-х годах Нотр-Дам де Пари, как и большинство других религиозных и монархических символов страны, сильно пострадал. Так, например, ошибочно принятые за образы королей Франции, были буквально обезглавлены каменные изваяния библейских королей Иудеи (некоторе число пострадавших от вандализма элементов статуй были найдены только XX-м веке).

Реставрация находившегося в крайне плачевном состоянии собора началась только в 1845 под руководством архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка и продлилась более двадцати лет. За это время помимо воссоздания первоначального облика собора архитектором был возведен готический шпиль и создана Галерея Химер с поражающим и воображение статуями и образами несуществующих птиц, демонов и монстров.

В это же время перед фасадом собора были снесены все постройки и разбита площадь, с которой очень удобно рассматривать украшения Нотр-Дам-де-Пари. Ведь высота башен достигает 69 метров, а главный неф простирается на 130 метров в длину.

Будучи построенным во времена, когда большую часть населения страны никак нельзя было назвать хорошо образованной, а история религии передавалась буквально из уст в уста, Нотр-Дам де Пари излагает эпизоды и события Библии в своих порталах, картинах и витражах. Настенной живописи, как впрочем и в других готических храмах, здесь нет, а единственным источником цвета и красок являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Свет, проходя сквозь эти "стеклянные картины", приобретал загадочный цвет, вызывая у верующих священный трепет.

Одну из самых красивых смотровых площадок в Париже, находящейся в южной башне Собора, от земли отделяют 402 ступени. Если погодные условия или настроение не благоприятствуют подниматься так высоко, поднимитесь на балкон 1-го уровня - Галерею Химер - всего 255 ступеней по каменной винтовой лестнице.

На площади у подножия Собора обратите внимание на бронзовую звезду "нулевого километра" (kilometre zero) - с XVII века начало всех дорог Франции. Такую же символичную отметку Вы найдете и в Москве на небольшом "пятачке" между Манежной и Красной площадью. Нотр-Дам де Пари - третья по популярности достопримечательность Парижа - ежегодно привлекает около 12 миллионов туристов.

После длительного планирования, в ходе которого, возможно, перестраивались некоторые части старого собора, наконец состоялась официальная церемония, на которой папа Александр 3 заложил первый камень в основание совершенно нового здания - здания, которое в определенном смысле можно считать прототипом готического собора как такового. Это не означает, что Нотр-Дам-де-Пари был первым собором, построенным в готическом стиле (соборы в Сансе и Санлисе появились раньше); но именно здесь впервые была предпринята попытка сконструировать монументальное здание, которое явилось бы характерным образцом нового стиля, но в то же время обладало бы неповторимой индивидуальностью. При размерах 130 м в длину на 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходит по масштабам большинство других готических соборов. Неудивительно, что для реализации этого проекта пришлось изменить планы застройки целого района! Но поскольку речь шла о столичном соборе, расположенном поблизости от резиденции быстро набиравших силу королей, все это не воспринималось как излишества.

Делись добром ;)