logo
Анализ архитектурного памятника Нотр-Дам де Пари

Анализ конструктивных и тектонических систем

Парижский Нотр-Дам - это базилика с галереями и двойными боковыми нефами. Прежде такая конструкция использовалась очень редко - лишь в самых важных образцах храмовой архитектуры, таких, как церковь аббатства Клюни и собор Святого Петра в Риме. Уже одного этого достаточно, чтобы поставить Нотр-Дам в привилегированное положение, особенно учитывая то, что и позже готические соборы с двойными боковыми нефами строились лишь в исключительных случаях. Разделенные пополам продольными рядами гигантских колонн, эти двойные нефы в апсиде переходят в двойной деамбулаторий. Проблему деамбулатория, состоящую в том, что радиус его в восточной точке вынужденно оказывается шире, чем в местах соприкосновения с боковыми нефами, решили посредством удвоения числа колонн и установки треугольных сводов вплотную друг к другу. В результате обход Нотр-Дам может по праву гордиться своей правильной формой. Единый ритм во всем пространстве интерьера и гармония между прямыми и округлыми линиями хора сохраняются также благодаря тому, что аркады центрального нефа оснащены единообразными колоннами, как в Сен-Жермен-де-Пре. Это тем более поразительно, что в центральном нефе Нотр-Дам использованы шестилопастные своды: ведь во всех прочих соборах для поддержки таких сводов применялось чередование массивных опор с более тонкими, в соответствии с тем, сколько нервюр сходилось в точке. Над главными колоннами центрального нефа Нотр-Дам поднимаются столь же единообразные пучки тонких пилястров. В каждом пучке - по три пилястра, вне зависимости от профиля свода в точке его пересечения с опорами. Это несоответствие маскируется тем же способом, который был использован в западной части апсиды хора Сен-Жермен-де-Пре: на один пучок пилястров приходится две подпружные нервюры и одна поперечная, на следующий - две диагональные и одна поперечная, а также две скрытые из виду подпружные нервюры и так далее. Только так можно было выстроить ряд абсолютно единообразных арок, галерей и окон и достичь наивысшей элегантности в пропорциях. Огромные лопасти шестичастных сводов - гораздо более крупные, чем слишком тесно прилегающие друг к другу секции четырехлопастного свода, - гармонируют с обширными плоскостями стен. Иными словами, создатели Нотр-Дам не старались полностью разомкнуть поверхность стены (как это было сделано в южном трансепте Суасонского собора), но стремились к эффектному контрасту между зримо тонкой и плоской стеной, с одной стороны, и изящными пилястрами (без валиков) и нервюрами сводов - с другой. Первоначально этот прием производил еще более сильное впечатление, так как плоскость стены над галереей была обширнее и ее прерывали только окна-розы с довольно скромными по размерам проемами. Однако такая конструкция не сохранилась, поскольку в соборе было слишком темно. Уже в 13 веке проемы окон были расширены, а в 19 веке Виолле-ле-Дюк произвел перепланировку окон, примыкающих к средокрестию. В ходе одной из реконструкций в контрастную систему стен и опор центрального нефа Нотр-Дам были внесены некоторые изменения. Теперь пролеты галерей разделены на три части, а боковые стены галерей поддерживаются не круглыми колоннами, а плоскими пилястрами. Эти опоры контрастируют с пилястрами центрального нефа (более тонкими, чем даже пилястры хора) - высокими монолитными стойками, уже не сливающимися со стеной, как первоначально. Тема плоской поверхности стены повторяется и на западном фасаде Нотр-Дам. Поскольку башни здесь в отличие от башен Ланского собора венчают двойные боковые нефы, они шире и устойчивее.

Рис.1. Конструктивная схема 7.

Собор Нотр-Дам де Пари, строительство которого началось между 1150 и 1155 гг., был задуман как самое высокое сооружение готической архитектуры. Его сводчатые потолки возвышаются на 33 м, что на 8 м превышает высоту потолков готических предшественников собора. Увеличение высоты строения примерно на одну треть в сравнении с предшествующими зданиями было рекордным за всю эпоху. Однако конфигурация хоров собора, т.е. его восточной (алтарной) части, построенной в первую очередь, была по существу той же, что и в небольших церквах. Распор от внутренних сводов на часть стены, включающую верхний ряд окон, уравновешивался только каменной четвертной аркой, скрытой под наклонной крышей примыкающей галереи. Тем не менее, проектируя несколько расширенный неф, более светлый и открытый, парижские строители, очевидно, пришли к выводу, что скрытые четвертные арки недостаточно прочны для поддержания верхнего ряда окон. Увеличение ширины не означало, что распор от сводов будет превышать распор на хорах. Еще важнее было то, что при строительстве хоров мастера

План собора столкнулись с новой проблемой, в решении которой опыт строительства более низких церквей им помочь не мог. Проблема эта состояла в том, что скорость ветра значительно возрастает с высотой. Поэтому большим ветровым нагрузкам подвержены высокие здания, поскольку давление ветра, как нам сейчас известно, пропорционально квадрату его скорости. Именно соображение о ветровых нагрузках, по нашему мнению, привело строителей нефа парижского собора к введению незадолго до 1180 г. такого элемента конструкции, как аркбутан. Несмотря на свою конструктивную аналогичность скрытой четвертной арке, аркбутан был открытым и поддерживал стену на более высоком уровне.

Менее чем за два десятилетия аркбутаны стали характерной особенностью зданий готического стиля. Вопросы, связанные с возникновением и распространением таких технических новшеств в Средние века, давно интересуют историков. Проведенный нами структурный анализ ряда средневековых сооружений показал, что их строители учитывали конструктивные особенности уже имеющихся зданий, подобно тому как нынешний инженер опирается на опыт современного строительства. Например, обнаружение трещины в кладке на известковом растворе часто приводило к изменениям конструкции, что, несомненно, служило важным источником новых решений по повышению прочности здания.

Более того, опыт сооружения одного здания использовался при строительстве другого; тем самым ранее построенное здание выполняло роль образца. Выполненный нами анализ конструкции собора Нотр-Дам де Пари и его влияния на архитектуру показывает, что средневековые зодчие быстро перенимали друг у друга опыт при строительстве различных зданий. Это можно показать на примере быстрого внедрения такого новшества, как аркбутан. Строителям более поздних соборов, например, в Шартре и Бурже, были, по-видимому, известны слабые места в системе контрфорсов собора Нотр-Дам де Пари, и они старались избежать их в своих собственных проектах.

В позднее Средневековье происходит значительное развитие ткацкого производства и расширение торговли, что привело к росту городов и небывалому расцвету строительства, изменившему облик Западной Европы. В северной Франции практически каждая деревня и каждый город хранят свидетельства об успехах готического стиля. К сожалению, сохранилось очень мало письменных документов с описанием работы готических строителей XII в. Большая часть этих документов представляет собой лишь описание нового здания и одобрительные отзывы неспециалистов - обычно заказчиков.

Примером может служить потребовавшая мучительных усилий, но так и оставшаяся незавершенной работа аббата Сугерия, в которой он описывает только что построенное (1130 г.) здание церкви аббатства Сен-Дени, близ Парижа, - первый пример готического стиля. Еще один уникальный документ - хроника перестройки Кентер-берийского собора, которую год за годом вел монах Гервазий с 1174 по 1184 гг. Ни в одном из этих текстов, однако, не говорится о каких-либо технических новшествах или о том, как строители различных сооружений перенимали друг у друга опыт. Не сохранились также и архитектурные чертежи XII столетия, если только они вообще существовали. Самое раннее свидетельство использования чертежей датируется примерно 1225 г. Это время характеризуется началом сокращения строительства в готическом стиле.

В отсутствие документов приемы строительства в готическую эпоху могут быть наилучшим образом описаны путем исследования самих зданий. Один из подходов к подобному исследованию - археологический. Отмечая мельчайшие изменения в конструкции и декоративном оформлении собора, можно определить порядок, в котором строились отдельные его части, и восстановить важнейшие этапы строительства. В отдельных случаях последовательность строительства может быть установлена почти с точностью до года, как это сделал австралийский архитектор Дж. Джеймс при исследовании собора в Шартре. Благодаря систематическим археологическим исследованиям целой серии сооружений мы получили возможность проследить деятельность отдельных мастеров, принимавших участие в строительстве различных зданий и передававших свой опыт. Почерк этих мастеров прослеживается в конструктивных и декоративных особенностях средневековых сооружений.