logo
Анализ архитектурного памятника Нотр-Дам де Пари

Анализ соразмерностей и пропорций

В композиции западного фасада собора Парижской Богоматери характерна уравновешенность горизонталей и вертикалей (фасад вписывается в квадрат), а башни имеют горизонтальное завершение. Это сближает постройку с романским стилем, который ощущается также в интерьере, в его пропорциях и колоннах нижнего яруса аркад. В то же время большая роза, перспективные порталы, стремительные аркбутаны и шпиль над средокрестием, поднимающийся на высоту 90 м, свидетельствуют о готическом стиле. Пятинефная базилика имеет 130 м в длину, 48 м в ширину и 35 м в высоту (до замка свода). Храм вмещает более девяти тысяч человек (все население средневекового Парижа). В 1793 году во время революции собор намеревались снести.

Если греческое сознание всегда было обращено к человеку, если даже в дорических колоннах греки видели торжественное могущество мужского тела, а в изящных завитках ионических волют - женскую грацию и кокетство, то ни о каких реминисценциях с пропорциями человеческого тела в готической архитектуре не могло быть и речи. Человеческая плоть презиралась христианской религией, и в пропорциях готики господствует холодная геометрия. Треугольники и квадраты - простейшие геометрические фигуры - вот основа готических пропорций; триангулирование и квадрирование - вот методы достижения гармонии в готике. Но ведь и чистая геометрия прекрасна, и она смогла стать теоретической базой готической архитектуры, которая, по словам Гоголя, "есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека".

Показательны строки из завещания сыну немецкого мастера Лоренца Лахера, написанного в 1516 г.: "Впиши один в другой три квадрата - и ты получишь длину и ширину, это та единая основа, к которой сводятся почти все необходимые нам чертежи".

Среди сторонников системы триангулирования также велись споры относительно того, из каких треугольников должна состоять пропорциональная сетка готического собора: равносторонних, "египетских" и т.д. Мы не будем углубляться в эти теоретические премудрости, а только заметим, что и сторонники системы "ад триангулам", и приверженцы схемы "ад квадратум" оставили потомкам первоклассные архитектурные памятники. В качестве примера укажем на две жемчужины французской столицы: королевскую капеллу Сен Шапель (1243-1248) и знаменитый Нотр-Дам де Пари - собор Парижской Богоматери (1163-1257).

Собор Парижской Богоматери - самый величественный и самый популярный памятник ранней готики.

В гордой размеренности западного фасада собора горизонтальные линии еще соперничают с вертикальными. Еще не исчезла стена фасада (ведь это только начало готики), но она уже приобрела легкость и даже прозрачность. Как показал французский историк архитектуры Огюст Шуази, пропорциональную основу западного фасада собора Нотр-Дам составляет квадрат, а высота башен фасада равна половине стороны этого квадрата.

Но чем внимательней, твердыня

Notre-Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: "Из тяжести

недоброй

И я когда-нибудь прекрасное

создам. " (О. Мандельштам)