logo
Использование дворцово-усадебных комплексов в историко-архитектурных экскурсионных маршрутах

1.1 Историко-архитектурные экскурсии: содержание, особенности подготовки и проведения

В процессе становления и развития экскурсионной деятельности в понятие экскурсии вкладывалось различное содержание. Современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - поездка ) означает индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными либо познавательными целями.

Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах - зрительном ряде экскурсии в естественных условиях, - проходящий под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода, гида) и подчиненный раскрытию четко определенной темы [1, c. 17-18].

Экскурсии принято подвергать определенной классификации.

Классификация экскурсий - это распределение поездок по однородным группам в соответствии с присущими им признаками. В процессе развития экскурсионного дела изменение содержания работы находило отражение и в классификации экскурсий.

В настоящее время в работе экскурсионных учреждений может использоваться классификация по:

составу участников

содержанию

тематике

месту проведения

форме проведения

способу передвижения

цикличности проведения [2, c.13-14].

Остановимся более подробно на тематических экскурсиях, так как именно они являются центральной частью данной работы. В этой категории мы уделим особое внимание таким видам экскурсий как исторические и архитектурно-градостроительные.

Из тематических экскурсий исторические представляют наиболее многочисленную группу. В тексте и методической разработке экскурсий на исторические темы должна быть отражена историческая эпоха путем краткой характеристики исторических событий и явлений в их причинно-следственной связи.

По содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.

Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни народов, деятельностью исторических личностей, экспозиции исторических и краеведческих музеев.

Вся экскурсия на историческую тему должна строиться на точном документальном материале, что обеспечивает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематичность в подаче материала. Этого можно добиться строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно логически последовательным.

Зачастую объекты исторических экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, т. е. являются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу помимо исторического анализа приходится делать и архитектурный анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложившихся архитектурных стилях и уметь показать детали и особенности сооружения.

Основным методическим приемом проведения исторических экскурсий является прием реконструкции или воссоздания, событий посредством рассказа. Если на месте знаменательных исторических событий не сохранились памятники, а само место занято современной застройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более точного представления о характеризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из летописей, исторических документов либо из художественной литературы.

Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В портфель экскурсовода могут входить фотографии, фотокопии исторических памятников до их реставрации, портреты известных исторических деятелей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого и другие наглядные пособия.

В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности. Экскурсовод обязан освещать исторические факты и события с позиций новейших достижений науки, делая этим экскурсию актуальной и современной [3 c. 82-85].

Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир, воспитывают уважение к труду и чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и являются достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других экскурсий, поэтому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам, цель которых - показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов.

На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь.

При подготовке экскурсий сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, вещественные.

К литературным источникам относятся произведения, краеведческая литература, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература(монографии, сборники, альбомы), периодические издания, архивные документы.

Изобразительные источники - это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.

К вещественным источникам относятся макеты зданий и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий ( составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов. Особенно важны и полезны для экскурсовода занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные особенности произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: про осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекты. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.

От непосредственно эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет все же искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения и подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений - двигательных, звуковых, слуховых и даже обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). Однако, в основе восприятия лежат зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Наиболее точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъем на башню, позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить композицию в целом.

Полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения.

Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Данный прием употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей - древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями и определенными периодами в развитии общества.

Среди памятников архитектуры различных стилей много зданий культурного назначения: соборов, церквей, монастырей, мечетей и т. д. Многие из них являются бесценными произведениями отечественного зодчества, включаются в маршруты тематических и обзорных экскурсий и вызывают повышенный интерес среди широких слоев населения [3, с. 96-100].

Таким образом, проведение такого рода экскурсий на исторические и архитектурные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, иметь хорошую искусствоведческую и историческую подготовку и высокий уровень общей культуры.