logo
Конструктивизм, функционализм и неопластицизм в архитектуре XX века

3.2 Архитектура

Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы, которые прослеживаются в архитектуре П.Ауда ( «интернациональный стиль») , Г.Ритвелда.

Фактически до появления первых работ Ритфелда (1920) неопластицизм почти не коснулся архитектуры. В свое время (до 1915) Ритфелд слушал лекции архитектора П. Я. Кларрхамера. Однако едва ли хоть один из коллег Ритфелда предугадал значение скромных предметов обстановки, которые он продолжал создавать в 1918--1920 гг. Буфет, детская коляска и тачка, как прямые «потомки» красно-синего стула, были собраны из прямолинейных деревянных перекладин и панелей на болтах. Однако ни один из этих предметов полностью не предвосхитил архитектурную среду, задуманную Ритфелдом в его проекте рабочего кабинета доктора Хартога, созданного в Марсене в 1920 г. В этой работе каждый предмет обстановки, включая подвесные осветительные приборы, был как бы «элементаризован», как и в поздних картинах Мондриана: в конечном итоге Ритфелд хотел достичь эффекта бесконечного ряда координат в пространстве.

В Голландии Хусар и Ритфелд вместе работали над созданием проекта павильона, который должен был экспонироваться на Большой художественной выставке в Берлине в 1923 г. Хусар разрабатывал архитектурный проект, а Ритфелд -- мебель, в том числе и знаменитый «берлинский» стул. Одновременно Ритфелд начал работу над проектом и оформлением дома Шредер-Шредер в Утрехте. Этот дом, вписанный в ленточную застройку конца XIX в., во многих отношениях можно считать реализацией 16 пунктов «пластической архитектуры» ван Дусбурга, опубликованных ко времени его завершения. Он воплощал заветы ван Дусбурга, будучи элементарным, экономичным и функциональным; немонументальным и динамичным; антикубистическим по форме и антидекоративным по цвету. «Мы должны понять, что жизнь и искусство больше не являются независимыми сферами. Поэтому представления об искусстве как об иллюзии, не связанной с реальной жизнью, должны быть изменены. Слово „искусство“ больше ничего не означает для нас. Вместо него мы требуем создания среды в соответствии с законами творчества, основанными на твердом принципе. Эти законы, вытекающие из законов экономики, математики, техники, санитарии и т. д., ведут к новому пластическому единству». [5,103]