Антикризисное управление в СУ №151 ОАО "СМТ №30"

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятием, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Это определяет актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы является диагностика экономического и финансового состояния предприятия и разработка мер антикризисного управления.

Объектом исследования является строительное управление №151 Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест №30». Предметом исследования - система эффективности деятельности данного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1, на основе изучения теоретических работ определить специфику антикризисного управления строительными организациями;

2, выявить методику диагностики несостоятельности строительных предприятий;

3, разработать методику определения состояния платежеспособности субъекта хозяйствования в сфере строительства;

4, проанализировать экономическое и финансовое состояние СУ-151;

5, разработать проект вывода СУ-151 из кризисного финансового положения.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Основой для исследования взяты работы отечественных экономистов и правовые документы, посвященные антикризисному управлению в Республики Беларусь, в частности в сфере строительства.

При написании дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

1. Специфика антикризисного управления

строительных организаций

1.1. Процесс диагностики в антикризисном управлении

Своевременное распознавание приближающейся кризисной ситуации на предприятии является основной задачей процесса диагностики. Этот термин появился совсем недавно в экономической литературе, и связывают это, в ос-новном, с вхождением относительно благополучных в условиях командной эко-номики предприятий в полосу кризисною состояния. Благодаря исследовани-ям в области искусственного интеллекта и информации, экспертных систем, теории игр, а также накопленному опыту диагностической деятельности в ме-дико-биологических и технических пауках диагностика изучалась самостоя-тельно как особый познавательный процесс. Методической и теоретической основой исследований диагностики в антикризисном управлении и регулирова-нии в сфере строительства, явились труды многих отечественных и зарубежных ученых. Е.М. Трененков и С. А. Дведенидова приводят следующую схему теоретического и мето-дологического фундамента диагностики (Приложение 1) [43, c.81].

Каждое предприятие представляет собой систему, состоящую из сово-купности элементов, обладающих организационным единством. При этом ос-нову такой системы составляют производственный или иной процесс, взаимо-отношения субъекта и объекта управления, система передачи правомочий от продавца к покупателю в условиях рынка, а также взаимоотношения между акционерами, менеджерами и трудовым коллективом предприятия. Система может находиться в устойчивом либо в неустойчивом состоянии. Процессы же развития систем цикличны и не все процессы, происходящие в таких систе-мах, эффективно управляются. Нарастание сложности организации систем и производственных процессов требует реконструкции систем управления, что мы обосновали выше, и осуществления периодических реструктуризации про-изводства. Необходимо использовать специальные методы анализа и исследо-вания существующей ситуации на предприятии и попытаться спрогнозировать ее развитие в будущем. Таким образом, диагностика является неотъемлемой частью антикризисного управления и регулирования предприятия.

Диагностическая деятельность включает в себя, как правило, сле-дующие этапы [1, c.14]:

- установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

- выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего
класса путем сравнения его фактических параметров с базисными;

- определение допустимых отклонений от базовых показателей;

- разработка методики формирования институциональных норм в качестве базовых показателей.

Индивидуальность социально-экономической системы требует объеди-нения диагностики финансово-экономического состояния строительного предприятия с осу-ществлением диагностических мероприятий на основе управленческого учета, дающего представление о возможности реализации новых инновационных циклов. В связи с этим в данной статье рассматривается методологическая база диагностики, как на основе бухгалтерской информации, так и на основе управ-ленческого учета. Кроме того, рассмотрена методика организации и осуще-ствления контроллинга как системы управления прибылью и ликвидностью, сочетающая и себе методики финансового анализа и управленческого плани-рования.

Анализ условий и факторов повышения эффективности антикризисного управления предприятием приводит к необходимости введения классификации типов и видов диагностики в антикризисном управлении (Приложение 2) [43, c.83].

Как следует из рисунка, в диагностической работе рассматриваются три основных типа:

диагностика, определяющая отклонения существующей ситуации от
нормы;

диагностика, относящая явления или ситуацию к конкретной классифи-кационной группе;

диагностика уникальности состояния.

При этом выделяются следующие виды диагностики: экспресс-диагно-стика, общая диагностика, комплексная диагностика и диагностика элементов системы.

Диагностика как способ распознавания состояния кризисных предприя-тий посредством реализации комплекса исследовательских процедур и выяв-ления в них слабых звеньев и узких мест относится к методам косвенных измерений. Элементы предприятий, свойства которых подлежат измерениям, обычно недоступны для непосредственного наблюдения и измерения. Поэто-му при диагностике измеряются не параметры систем, а параметры процес-сов, порождаемых элементами этих систем и доступных для измерения (Приложение 3) [43, c.85].

При антикризисном регулировании предприятия выделяются два основ-ных направления деятельности. С одной стороны, важное значение имеет ра-бота по измерению функционального состояния основных факторов производства (капитал, рабочая сила, материальные ресурсы, предпринимательство). С другой же стороны, также подлежат измерению параметры деятельности кризисного предприятия: способ организации производственного процесса, ком-мерческая деятельность, экономическая безопасность, управленческая учет-ная деятельность, а также прогнозирование, планирование, организация, коор-динация и контроль.

Таким образом, для обеспечения полноты диагностической работы на кризисном предприятии в сере строительства следует выполнять некоторый перечень функции [34, c.81]:

1, изучение условий функционирования и различных состояний фир-мы как системы;

2, изучение элементов системы и взаимосвязей между ними;

3, изучение возможных состояний системы в будущем;

4, анализ возможностей исследования состояний явлений и процессов, протекающих в системе;

5, сбор и обработка статистических материалов, позволяющих распределить вероятность возможных состояний системы (диагноз), а
также формулирование закономерностей при распределении признаков
элементов системы;

6, сбор данных о порядке формировании производственных и трансакционных издержек фирмы;

7, разработка методов диагностирования кризиса и причин, его по-
рождают их на рассматриваемом предприятии;

8, разработка правил построения новых моделей организации фир-мы как системы для вывода ее из кризисного состояния;

9, разработка, при необходимости, моделей кризис-реинжини-ринга.

1.2. Методика определения неплатежеспособности

строительных организаций

В международной практике применяется множество показателей, пре-образующих первичную информацию в некоторые критерии, определяющие финансовую стабильность фирмы. Это такие показатели, как: различные виды рентабельности коэффициенты ликвидности, коэффициент обеспечен-ности собственными средствами, коэффициент эффективности капитальных вложений, показатели чистой приведенной величины дохода, максималь-ных денежных потоков (кэш-флоу), Z-счет Альтмана, маржа безопасно-сти и точка безубыточности [44, c.84].

Возможное наступление кризиса проявляется в неспособности предприятия осуществлять финансовое обеспечение своей про-изводственно-сбытовой и иной деятельности. Неплатежеспособ-ность предприятия всегда связана с неудовлетворительной струк-турой его баланса. Это позволяет использовать анализ финансово-го состояния для диагностики наступления кризисного состояния предприятия, приводящего его к банкротству. Официальная ме-тодика такой диагностики базируется на определении и анализе финансовых коэффициентов, характеризующих текущую лик-видность предприятия, обеспеченность его хозяйственной дея-тельности собственными средствами, обеспеченность финансовых обязательств (в том числе просроченных) активами предприятия. Для углубленного анализа устойчивости предприятия использу-ются и другие оценки.

Анализ финансового состояния предприятия базируется на рассмотрении основных отчетных финансовых документов: бух-галтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о дви-жении фондов и других средств, отчета о движении денежных средств и других приложений к бухгалтерскому балансу, пред-усмотренных действующей системой бухгалтерского учета и от-четности, а также других данных предприятия. Сравнительный анализ динамики отдельных статей баланса предприятия (про-изводственных запасов и незавершенного производства, дебитор-ской и кредиторской задолженности и др.) и выявление их несба-лансированности позволяет при дальнейшей аналитической рабо-те определить наступление или приближение ситуаций, характер-ных для развития процесса неплатежеспособности и банкротства [33, c.101].

При анализе финансового состояния и платежеспособности предприятия в качестве критериев оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса предприятия используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред-ствами (Кocc).

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными сред-ствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременно-го погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.1) как отношение итога раздела II актива баланса к итогу раздела V пассива баланса за вычетом строки 720 "Долгосрочные кредиты и займы" [20]:

(1.1)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред-ствами характеризует наличие у предприятия собственных оборот-ных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.2) как отношение суммы итогов разделов III и IV пассива баланса за вычетом итога раздела I актива баланса к итогу раздела II актива баланса [20]:

(1.2)

Основанием для признания структуры бухгалтерского балан-са неудовлетворительной, а предприятия -- неплатежеспособ-ным служит уменьшение одного из приведенных выше коэффи-циентов на конец отчетного периода (коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными обо-ротными средствами) ниже нормативных значений коэффициен-тов платежеспособности, дифференцированных по отраслям на-родного хозяйства. Для предприятий строительной отрасли Республики Беларусь нормативное значение коэффициента текущей ликвидности составляет 1,2, а коэффициента обеспеченности собственными средствами - 0,15.

Для определения потенциальных банкротов из числа устойчи-во неплатежеспособных предприятий используются в качестве показателей: коэффициент обеспеченности финансовых обяза-тельств активами (Кофо); коэффициент обеспеченности просрочен-ных финансовых обязательств активами (Копфо).

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств ак-тивами характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.3) как отношение суммы итога раздела V пассива бухгалтерского баланса к сумме валюте бухгалтерского баланса [38, c.206] [20]:

(1.3)

Долю просроченных финансовых обязательств в активах организации определяет коэффици-ент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами, характеризующий спо-собность организации рассчитаться по своим просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами рассчитыва-ется как отношение просроченных финансовых обязательств организации к общей стоимости ак-тивов по формуле (1.4) [20]:

(1.4)

где КФОпр - просроченные краткосрочные финансовые обязательства (форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", гр. 6, сумма стр. 020, 040, 210);

ДФОпр - долгосрочные просроченные обязательства (форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", гр. 5, сумма стр. 020, 040, 210);

ВБ - валюта баланса (стр. 390 или 890 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обя-зательств активами характеризует способность предприятия рас-считаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Основанием для признания устойчиво неплатежеспособного предприятия банкротом служит превышение на конец отчетного пе-риода одного из коэффициентов обеспеченности финансовых обяза-тельств или просроченных финансовых обязательств активами предприятия их нормативных значений. Для Республики Беларусь эти нормативы коэффициентов Кофо и Копфо установлены на уровне 0,85 и 0,5 соответственно. Предприятие считается устойчиво непла-тежеспособным, когда имеется неудовлетворительная структура ба-ланса в течение четырех кварталов, предшествующих оценке [7, c.156].

Выводы и решения о неплатежеспособности предприятий и признании их как потенциальных банкротов принимаются ми-нистерствами и иными республиканскими органами государ-ственного управления, в том числе государственным органом по делам о банкротстве, местными распорядительными и исполни-тельными органами в отношении предприятий республиканской и коммунальной формы собственности, предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности, а также частных предприятий.

1.3. Модели антикризисного управления

строительными организациями

Для выхода из банкротства принимаются, во-первых, эк-стренные («пожарные») меры, во-вторых, долгосрочные програм-мы, подкрепленные мероприятиями и обоснованиями их резуль-тативности, оформленными в виде бизнес-плана финансового оз-доровления. Разработка мер по оздоровлению финансового поло-жения предприятия, преодолению кризиса и предотвращению банкротства проводится поэтапно [10, c.82].

1 этап. Факторный анализ убытков предприятия. Оценивают-ся возможные причины убытков, приведшие к неплатежеспособ-ности и неудовлетворительной структуре баланса предприятия, в том числе: факторы, приводящие к снижению объема производ-ства, относительно высокие производственные затраты, общехо-зяйственные и коммерческие расходы. Обязательно проводится раздельный анализ внутренних и внешних причин.

Внутренние причины должны быть увязаны с конкретными подразделениями (производственными и функциональными), конкретными сферами управления на предприятии (управление маркетингом, управление запасами или затратами, управление финансами и т.д.). Должен быть проведен особый анализ системы учета на предприятии и экономические отношения между под-разделениями.

Задачей внутреннего анализа является выявление недостат-ков в действующей на предприятии системе принятия решений.

Внешние факторы надо разделить на временные и постоянно действующие [12, c.45].

Постоянно действующие внешние факторы, в свою очередь, должны быть разделены на региональные, отраслевые, народно-хозяйственные и по сферам управления (таможенные, налоговые, бюджетные, банковские и другие).

Задача анализа заключается в получении необходимой инфор-мации для руководства предприятия, его собственников и трудо-вого коллектива при формулировании своих предложений к мес-тным и республиканским властям, отраслевым органам управле-ния по оказанию помощи в финансовом оздоровлении предприя-тия (в создании условий для оздоровления).

После систематизации данных производится их анализ и интерпретация, де-лаются выводы о возможности наступления кризиса, либо о возможностях ликви-дации сложившейся кризисной ситуации (рис. 1.1) [18, c.113].

Рис. 1.1. Алгоритм реализации антикризисных мероприятий

Основные этапы итогового анализа деятельности предприятия по периодам деятельности [3, c.76]:

1) определение контрольных точек проведения промежуточной диа-гностики;

2) определение диагностируемых характеристик уровня управления;

3) расчет критериев по контрольным точкам проведения диагностики;

4) система-тизация полученных данных;

5) выявление характера совокупной динамики дея-тельности предприятия в исследуемом периоде;

6) выявление воздействия факто-ров внешней среды на работе предприятия;

7) выявление причин отрицательной динамики параметров деятельности предприятия, если это имеет место;

8) разра-ботка мероприятий, планирование дальнейшей работы предприятия на основании результатов диагностики параметров деятельности.

Комплексная оценка работы предприятий по основным подсистемам управле-ния позволит оценить их экономическое состояние на основании конкретных дан-ных, сделать выводы о наличии признаков кризиса, интерпретировать характер развития объектов исследования во времени. Результаты анализа позволят про-следить качество организации работы подсистем, динамику эффективности уп-равления объектами диагностики, на основании полученных данных повысить ре-зультативность мероприятий по ликвидации проявлений кризиса.

2 этап. Прогноз финансового состояния предприятия и пути его оздоровления. В дополнение к финансовому анализу состояния предприятия и причин неплатежеспособности должен быть выпол-нен прогноз результатов (показателей) работы предприятия и оцене-ны перспективы их динамики (улучшения или ухудшения) с уче-том сохранения сложившихся тенденций в деятельности предприя-тия при вероятных изменениях внешней среды, незначительных изменениях (корректировках) внутренней политики без использо-вания значительных внешних источников поддержки. Должна быть также учтена и оценена реализация тех или иных инвестици-онных проектов, способствующих оздоровлению предприятия [2, c.174].

При прогнозе изменений внешней среды необходимо учесть и рассмотреть: ожидаемые меры правительства по налогообложе-нию, в сфере инвестиционной деятельности и изменение других условий развития предпринимательства; ожидаемую динамику (прогноз) макроэкономических показателей экономики; ожидае-мую динамику конкуренции в отрасли и поведение (стратегичес-кие намерения) основных конкурентов предприятия; прогноз развития научно-технического прогресса в области экологии, ка-чества, ресурсосбережения, внедрение результатов которого мо-жет повлиять на платежеспособность предприятия.

Задачей прогноза деятельности предприятия и изменений внешней среды является формулирование обоснованных выводов о возможности или невозможности положительного результата

при проведении оздоровления с использованием только внутрен-них ресурсов без серьезной перестройки работы предприятия, в том числе без частичного или полного его перепрофилирования.

3 этап. Разработка проекта финансового оздоровления пред-приятия. При разработке проекта (программы) предусматривает-ся определение стратегических вопросов, включая цели и страте-гии финансового оздоровления, и конкретных мероприятий по их реализации.

При разработке стратегии проекта финансового оздоровления требуется, прежде всего, комплексное рассмотрение (исследова-ние) состояния всех активов и потенциала предприятия, в том числе анализируются [12, c.45]:

а) материальные активы (основные фонды, материальные за-пасы и незавершенное производство, запасы готовой продукции);

б) нематериальные активы (в том числе патенты, лицензии, на-учно-технические заделы, профессионализм кадров предприятия);

в) долгосрочные и среднесрочные вложения предприятия, включая его дебиторов и кредиторов, филиалы, товаропроводя-щую сеть, систему управления.

Выбор и технико-экономическое обоснование стратегии про-екта (программы) финансового оздоровления предприятия пред-усматривает определение основных направлений работ и ожидае-мую выгоду (эффективность) реализации проекта в целом. Опреде-ление стратегии финансового оздоровления включает разработку плана принципиальных перемен в деятельности предприятия, включая его диверсификацию и перепрофилирование, а также ре-шение проблем с накопленными обязательствами (долгами). При этом стратегия финансового оздоровления и решение проблемы возврата долгов находятся в тесной взаимосвязи. Конкретная стра-тегия оздоровления во многом определяет возможности и пути ре-шения проблемы долговых обязательств. Определение схемы воз-врата долгов, согласованной с кредиторами, в свою очередь, позво-ляет конкретизировать стратегию и конкретный план (проект) пе-рестройки предприятия для его финансового оздоровления.

1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления

Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.

Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия [21].

Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности [22]. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.

Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].

Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.

Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [8].

Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.

Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) [22].

Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».

В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) [19].

Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].

Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.

Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].

Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.

Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].

Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).

В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).

Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:

1. экспресс-оценка финансового положения организации.

2. оценка имущественного положения:

- вертикальный анализ баланса;

- горизонтальный анализ баланса;

- анализ качественных изменений в имущественном положении.

3. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;

4. оценка деловой активности.

Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.

Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица.

2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»

2.1. Анализ экономического положения СУ-151

Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.

Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организа-ционной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.

Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.

Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества явля-ются:

1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;

2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в облас-ти строительства;

3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;

4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.

Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собствен-ностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуще-ством Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно из-даваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».

В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.

Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.

Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.

Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.

"right">Таблица 2.1

Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»

п/п

Показатели

Ед. изм.

2003г.

2004г.

Темп роста, %

план

факт

% выполнения плана

1.

Объем строительно-монтажных работ

- по генподряду

тыс. руб.

в факт. ценах

-//-

4926694

10491328

212,95

в ценах 1991г.

-//-

5852

8420

8699

103,31

148,65

- собственными силами

в факт. ценах

-//-

2865701

5246658

183,08

в ценах 1991г.

-//-

3261

3890

4337

111,49

133,00

2.

Среднесписочная численность произв. персонала

чел.

138

158

162

102,53

117,39

- рабочих

-//-

115

139

120,87

-служащих

-//-

23

23

100,00

3.

Выработка на 1 работника в ценах 1991г.

руб.

23630

24620

26772

108,74

113,30

Делись добром ;)

^