logo
Масса и массивность в архитектуре

2.1 История возникновения и понимание термина «масса»

масса bulk, congeries, mass massaсущ. женск. масса [maмss?]

· Масса- одна из основных физических характеристик материи, определяющая ее инертные и гравитационные свойства Spec Единица массы.

· Масса -тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: Древесная масса (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная масса чугуна. Сырковая масса

· Масса-широкие слои трудящегося населения Воля масс: Оторваться от масс(утратить связь с народом).

· масса Colloq множество, большое количество кого-чего-нибудь: Масса народу. Тратить массу сил.

· масса -совокупность чего-нибудь: Темная масса здания.

· Масса- совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте: Воздушные массы.

· Масса- "МАССА - СВЕТИМОСТЬ" ДИАГРАММА - графическое изображение связи между массой и светимостью звезд. У звезд, относящихся к главной последовательности звезд, светимость однозначно определяется их массой…

· Масса- мера количества вещества в объекте. Ученые выделяют два типа масс: гравитационная масса является мерой взаимного притяжения между телами (земное притяжение), выраженной Ньютоном в законе всемирного тяготения.

Часто архитектуру отождествляют с инертной массой -- колонной, стеной, фасадом, а пространство понимают просто как пустое место, так сказать, «дырку от бублика». Действительно, казалось бы, пространство -- это то, что расположено между стенами или снаружи его фасада. Это и так, и совсем не так. Так, потому что действительно архитектурное пространство становится осязаемым, обретает свою форму только в результате того или иного распределения массы материала в конструкции. Не так, потому что распределение этой массы в значительной степени подчинено задаче создания пространства, имеющего некоторые конкретные параметры и свойства. И в этом отношении архитектурное пространство первично, а масса является лишь средством его фиксации.

Что касается «массы», как и «пространство» - это уже не чистая формальная категория, а живое органическое понятие, своего рода текучий и постоянно изменяющий свое значение эйдос, мифологема, существующая не просто как способность представления и воображения, но как живая и натуральная или квазинатуральная реальность, распространенная в мире опыта.

Если для Вельфлина пространство и масса есть еще только теоретические средства выражения конкретного чувственного опыта восприятия архитектуры и скульптуры, то для АГ это уже онтологические категории, имеющие свое бытие независимо от эстетического опыта, но пронизывающие мир как таковые, имеющие собственную жизнь и собственную драму столкновений друг с другом. Если Вельфлин с помощью этих категорий артикулирует свое впечатление и переживание, что неявно подразумевает взаимодействие зрителя в его оптических, двигательных и телесных способностях с противостоящим ему объектом, то АГ ко всему этому добавляет и самостоятельное, автономное бытие стихий пространства и массы.

Понятие пространства в античности как таковое отсутствовало. Оно возникает в Новое время как результат отождествления в сознании человека телесности и сознания. Но после успешного применения геометрии к механике и перспективе понятие пространства становится главным инструментом теории в эмпирической науки, а позднее и теорий эмпирического искусствознания. Вельфлин противопоставляет пространство плоскости, следуя еще элементарному принципу различия в количестве измерений, но трактует его уже кинетически, как среду оптических и двигательных интуиций, к геометрии не сводимую.

В примере (1 Эрехтейон и 2 Эрехтейон план) соотношение массы и пространства строится по горизонтали сопоставлением основного массивного объема с пространственно решенными портиками, два из которых сопряжены с главным.

Понятие пространства с начала 20-го века стало основной категорией архитектурной теории, и почти до настоящего времени теоретики вслед за Кантом противопоставляет его времени.

Сложнее с массой. О массе Кант не упоминает. В архитектурном описании оно используется довольно широко, в особенности в пропедевтических курсах, например в курсах Н.Ладовского, но понятийной и категориальной проработки, сопоставимой с категорией пространства, в архитектуроведении не получило.