logo
Антикризисное управление в СУ №151 ОАО "СМТ №30"

строительных организаций

В международной практике применяется множество показателей, пре-образующих первичную информацию в некоторые критерии, определяющие финансовую стабильность фирмы. Это такие показатели, как: различные виды рентабельности коэффициенты ликвидности, коэффициент обеспечен-ности собственными средствами, коэффициент эффективности капитальных вложений, показатели чистой приведенной величины дохода, максималь-ных денежных потоков (кэш-флоу), Z-счет Альтмана, маржа безопасно-сти и точка безубыточности [44, c.84].

Возможное наступление кризиса проявляется в неспособности предприятия осуществлять финансовое обеспечение своей про-изводственно-сбытовой и иной деятельности. Неплатежеспособ-ность предприятия всегда связана с неудовлетворительной струк-турой его баланса. Это позволяет использовать анализ финансово-го состояния для диагностики наступления кризисного состояния предприятия, приводящего его к банкротству. Официальная ме-тодика такой диагностики базируется на определении и анализе финансовых коэффициентов, характеризующих текущую лик-видность предприятия, обеспеченность его хозяйственной дея-тельности собственными средствами, обеспеченность финансовых обязательств (в том числе просроченных) активами предприятия. Для углубленного анализа устойчивости предприятия использу-ются и другие оценки.

Анализ финансового состояния предприятия базируется на рассмотрении основных отчетных финансовых документов: бух-галтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о дви-жении фондов и других средств, отчета о движении денежных средств и других приложений к бухгалтерскому балансу, пред-усмотренных действующей системой бухгалтерского учета и от-четности, а также других данных предприятия. Сравнительный анализ динамики отдельных статей баланса предприятия (про-изводственных запасов и незавершенного производства, дебитор-ской и кредиторской задолженности и др.) и выявление их несба-лансированности позволяет при дальнейшей аналитической рабо-те определить наступление или приближение ситуаций, характер-ных для развития процесса неплатежеспособности и банкротства [33, c.101].

При анализе финансового состояния и платежеспособности предприятия в качестве критериев оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса предприятия используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред-ствами (Кocc).

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия собственными оборотными сред-ствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременно-го погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности (К1) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.1) как отношение итога раздела II актива баланса к итогу раздела V пассива баланса за вычетом строки 720 "Долгосрочные кредиты и займы" [20]:

(1.1)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными сред-ствами характеризует наличие у предприятия собственных оборот-ных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.2) как отношение суммы итогов разделов III и IV пассива баланса за вычетом итога раздела I актива баланса к итогу раздела II актива баланса [20]:

(1.2)

Основанием для признания структуры бухгалтерского балан-са неудовлетворительной, а предприятия -- неплатежеспособ-ным служит уменьшение одного из приведенных выше коэффи-циентов на конец отчетного периода (коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными обо-ротными средствами) ниже нормативных значений коэффициен-тов платежеспособности, дифференцированных по отраслям на-родного хозяйства. Для предприятий строительной отрасли Республики Беларусь нормативное значение коэффициента текущей ликвидности составляет 1,2, а коэффициента обеспеченности собственными средствами - 0,15.

Для определения потенциальных банкротов из числа устойчи-во неплатежеспособных предприятий используются в качестве показателей: коэффициент обеспеченности финансовых обяза-тельств активами (Кофо); коэффициент обеспеченности просрочен-ных финансовых обязательств активами (Копфо).

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств ак-тивами характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода рассчитывается по формуле (1.3) как отношение суммы итога раздела V пассива бухгалтерского баланса к сумме валюте бухгалтерского баланса [38, c.206] [20]:

(1.3)

Долю просроченных финансовых обязательств в активах организации определяет коэффици-ент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами, характеризующий спо-собность организации рассчитаться по своим просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами рассчитыва-ется как отношение просроченных финансовых обязательств организации к общей стоимости ак-тивов по формуле (1.4) [20]:

(1.4)

где КФОпр - просроченные краткосрочные финансовые обязательства (форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", гр. 6, сумма стр. 020, 040, 210);

ДФОпр - долгосрочные просроченные обязательства (форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", гр. 5, сумма стр. 020, 040, 210);

ВБ - валюта баланса (стр. 390 или 890 бухгалтерского баланса).

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обя-зательств активами характеризует способность предприятия рас-считаться по просроченным финансовым обязательствам путем реализации активов.

Основанием для признания устойчиво неплатежеспособного предприятия банкротом служит превышение на конец отчетного пе-риода одного из коэффициентов обеспеченности финансовых обяза-тельств или просроченных финансовых обязательств активами предприятия их нормативных значений. Для Республики Беларусь эти нормативы коэффициентов Кофо и Копфо установлены на уровне 0,85 и 0,5 соответственно. Предприятие считается устойчиво непла-тежеспособным, когда имеется неудовлетворительная структура ба-ланса в течение четырех кварталов, предшествующих оценке [7, c.156].

Выводы и решения о неплатежеспособности предприятий и признании их как потенциальных банкротов принимаются ми-нистерствами и иными республиканскими органами государ-ственного управления, в том числе государственным органом по делам о банкротстве, местными распорядительными и исполни-тельными органами в отношении предприятий республиканской и коммунальной формы собственности, предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности, а также частных предприятий.

1.3. Модели антикризисного управления

строительными организациями

Для выхода из банкротства принимаются, во-первых, эк-стренные («пожарные») меры, во-вторых, долгосрочные програм-мы, подкрепленные мероприятиями и обоснованиями их резуль-тативности, оформленными в виде бизнес-плана финансового оз-доровления. Разработка мер по оздоровлению финансового поло-жения предприятия, преодолению кризиса и предотвращению банкротства проводится поэтапно [10, c.82].

1 этап. Факторный анализ убытков предприятия. Оценивают-ся возможные причины убытков, приведшие к неплатежеспособ-ности и неудовлетворительной структуре баланса предприятия, в том числе: факторы, приводящие к снижению объема производ-ства, относительно высокие производственные затраты, общехо-зяйственные и коммерческие расходы. Обязательно проводится раздельный анализ внутренних и внешних причин.

Внутренние причины должны быть увязаны с конкретными подразделениями (производственными и функциональными), конкретными сферами управления на предприятии (управление маркетингом, управление запасами или затратами, управление финансами и т.д.). Должен быть проведен особый анализ системы учета на предприятии и экономические отношения между под-разделениями.

Задачей внутреннего анализа является выявление недостат-ков в действующей на предприятии системе принятия решений.

Внешние факторы надо разделить на временные и постоянно действующие [12, c.45].

Постоянно действующие внешние факторы, в свою очередь, должны быть разделены на региональные, отраслевые, народно-хозяйственные и по сферам управления (таможенные, налоговые, бюджетные, банковские и другие).

Задача анализа заключается в получении необходимой инфор-мации для руководства предприятия, его собственников и трудо-вого коллектива при формулировании своих предложений к мес-тным и республиканским властям, отраслевым органам управле-ния по оказанию помощи в финансовом оздоровлении предприя-тия (в создании условий для оздоровления).

После систематизации данных производится их анализ и интерпретация, де-лаются выводы о возможности наступления кризиса, либо о возможностях ликви-дации сложившейся кризисной ситуации (рис. 1.1) [18, c.113].

Рис. 1.1. Алгоритм реализации антикризисных мероприятий

Основные этапы итогового анализа деятельности предприятия по периодам деятельности [3, c.76]:

1) определение контрольных точек проведения промежуточной диа-гностики;

2) определение диагностируемых характеристик уровня управления;

3) расчет критериев по контрольным точкам проведения диагностики;

4) система-тизация полученных данных;

5) выявление характера совокупной динамики дея-тельности предприятия в исследуемом периоде;

6) выявление воздействия факто-ров внешней среды на работе предприятия;

7) выявление причин отрицательной динамики параметров деятельности предприятия, если это имеет место;

8) разра-ботка мероприятий, планирование дальнейшей работы предприятия на основании результатов диагностики параметров деятельности.

Комплексная оценка работы предприятий по основным подсистемам управле-ния позволит оценить их экономическое состояние на основании конкретных дан-ных, сделать выводы о наличии признаков кризиса, интерпретировать характер развития объектов исследования во времени. Результаты анализа позволят про-следить качество организации работы подсистем, динамику эффективности уп-равления объектами диагностики, на основании полученных данных повысить ре-зультативность мероприятий по ликвидации проявлений кризиса.

2 этап. Прогноз финансового состояния предприятия и пути его оздоровления. В дополнение к финансовому анализу состояния предприятия и причин неплатежеспособности должен быть выпол-нен прогноз результатов (показателей) работы предприятия и оцене-ны перспективы их динамики (улучшения или ухудшения) с уче-том сохранения сложившихся тенденций в деятельности предприя-тия при вероятных изменениях внешней среды, незначительных изменениях (корректировках) внутренней политики без использо-вания значительных внешних источников поддержки. Должна быть также учтена и оценена реализация тех или иных инвестици-онных проектов, способствующих оздоровлению предприятия [2, c.174].

При прогнозе изменений внешней среды необходимо учесть и рассмотреть: ожидаемые меры правительства по налогообложе-нию, в сфере инвестиционной деятельности и изменение других условий развития предпринимательства; ожидаемую динамику (прогноз) макроэкономических показателей экономики; ожидае-мую динамику конкуренции в отрасли и поведение (стратегичес-кие намерения) основных конкурентов предприятия; прогноз развития научно-технического прогресса в области экологии, ка-чества, ресурсосбережения, внедрение результатов которого мо-жет повлиять на платежеспособность предприятия.

Задачей прогноза деятельности предприятия и изменений внешней среды является формулирование обоснованных выводов о возможности или невозможности положительного результата

при проведении оздоровления с использованием только внутрен-них ресурсов без серьезной перестройки работы предприятия, в том числе без частичного или полного его перепрофилирования.

3 этап. Разработка проекта финансового оздоровления пред-приятия. При разработке проекта (программы) предусматривает-ся определение стратегических вопросов, включая цели и страте-гии финансового оздоровления, и конкретных мероприятий по их реализации.

При разработке стратегии проекта финансового оздоровления требуется, прежде всего, комплексное рассмотрение (исследова-ние) состояния всех активов и потенциала предприятия, в том числе анализируются [12, c.45]:

а) материальные активы (основные фонды, материальные за-пасы и незавершенное производство, запасы готовой продукции);

б) нематериальные активы (в том числе патенты, лицензии, на-учно-технические заделы, профессионализм кадров предприятия);

в) долгосрочные и среднесрочные вложения предприятия, включая его дебиторов и кредиторов, филиалы, товаропроводя-щую сеть, систему управления.

Выбор и технико-экономическое обоснование стратегии про-екта (программы) финансового оздоровления предприятия пред-усматривает определение основных направлений работ и ожидае-мую выгоду (эффективность) реализации проекта в целом. Опреде-ление стратегии финансового оздоровления включает разработку плана принципиальных перемен в деятельности предприятия, включая его диверсификацию и перепрофилирование, а также ре-шение проблем с накопленными обязательствами (долгами). При этом стратегия финансового оздоровления и решение проблемы возврата долгов находятся в тесной взаимосвязи. Конкретная стра-тегия оздоровления во многом определяет возможности и пути ре-шения проблемы долговых обязательств. Определение схемы воз-врата долгов, согласованной с кредиторами, в свою очередь, позво-ляет конкретизировать стратегию и конкретный план (проект) пе-рестройки предприятия для его финансового оздоровления.

1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления

Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.

Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия [21].

Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности [22]. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.

Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].

Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.

Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [8].

Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.

Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) [22].

Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».

В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) [19].

Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].

Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.

Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].

Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.

Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].

Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).

В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).

Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:

1. экспресс-оценка финансового положения организации.

2. оценка имущественного положения:

- вертикальный анализ баланса;

- горизонтальный анализ баланса;

- анализ качественных изменений в имущественном положении.

3. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;

4. оценка деловой активности.

Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.

Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица.

2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»

2.1. Анализ экономического положения СУ-151

Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.

Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организа-ционной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.

Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.

Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества явля-ются:

1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;

2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в облас-ти строительства;

3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;

4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.

Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собствен-ностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуще-ством Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно из-даваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».

В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.

Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.

Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.

Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.

"right">Таблица 2.1

Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»

п/п

Показатели

Ед. изм.

2003г.

2004г.

Темп роста, %

план

факт

% выполнения плана

1.

Объем строительно-монтажных работ

- по генподряду

тыс. руб.

в факт. ценах

-//-

4926694

10491328

212,95

в ценах 1991г.

-//-

5852

8420

8699

103,31

148,65

- собственными силами

в факт. ценах

-//-

2865701

5246658

183,08

в ценах 1991г.

-//-

3261

3890

4337

111,49

133,00

2.

Среднесписочная численность произв. персонала

чел.

138

158

162

102,53

117,39

- рабочих

-//-

115

139

120,87

-служащих

-//-

23

23

100,00

3.

Выработка на 1 работника в ценах 1991г.

руб.

23630

24620

26772

108,74

113,30

4

Среднемесячная з/пл 1 работника

руб.

333260

455453

136,67

По данным табл. 2.1. видно, что в 2004г. СУ №151 был выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 10491328 тыс. руб. (в действующих ценах), что в более чем в 2 раза выше, объема 2003г., а также объем выполненных работ собственными силами составил 5246658 тыс. руб. (в действующих ценах), что в 1,5 раза выше, чем объем выполненных строительно-монтажных работ собственными силами в 2003г.

В сопоставимых ценах 1991г. в 2004г. управление перевыполнило планируемый объем строительно-монтажных работ по генподряду на 103,31%, а по объему работ, выполняемых собственными силами - на 111,49%.

В 2004г. на 100% был выполнен план ввода в действие производственных мощностей и объектов.

Среднесписочная численность работников управления в 2004г. составила 162 чел., из них 139 чел. рабочие и 23 чел. - служащие. Общая численность работников СУ №151 по сравнению с 2003г. увеличилась на 24 чел. или на 17,4%, в том числе за счет роста численности рабочих на 24 чел.

В сопоставимых ценах выработка 1 работника в 2004г. составила 26772 руб., что на 108,7% выше планового значения, и на 1113,3% выше уровня 2003г.

Среднемесячная заработная плата 1 работника управления выросла в 2004г. по сравнению с 2003г. на 136,7% и составила 455453 руб.

В 2004г. СУ №151 выполнено строительно-монтажных работ по генподряду на сумму 10491328 тыс. руб. и собственными силами на сумму - 5246658 тыс. руб. В числе наиболее крупных заказчиков строительно-монтажных работ в 2004г. были УКС горисполкома (14,8% от общего объема выполненных работ), ОАО «Белвнешэкономбанк» (17,4% от общего объема выполненных работ), жилищно-строительные кооперативы (40,4% от общего объема выполненных работ), УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (10,9% от общего объема выполненных работ), УКС облисполкома (6,6% от общего объема выполненных работ), ПО «Водоканал» (4,4% от общего объема выполненных работ), УКС Дятловского райисполкома (4,4% от общего объема выполненных работ) и прочие заказчики (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Структура выполненных работ СУ №151 в разрезе заказчиков в 2004г., %

Для полной экономической характеристики СУ №151 проведем анализ имущественного положения строительной организации. Для этого проанализируем показатели наличия и использования основных средств (табл. 2.2.)

"right">Таблица 2.2

Анализ показателей наличия и использования основных средств

Показатель

Ед. изм.

2003г.

2004г.

Отклонение

Доля активной части основных средств

%

22,97

25,43

2,46

Коэффициент износа основных средств

%

49,5

43,8

-5,7

Таким образом, доля активной части основных средств составляет 25,43% в 2004г. Значение данного показателя по сравнению с 2003г. увеличилось на 2,46 процентных пункта.

Несмотря на высокий процент изношенности основных средств целом по строительной отрасли Республики Беларусь (более 60%). В СУ №151 процент изношенности основных средств в 2004г. составил 43,8%, что ниже уровня 2003г. на 5,7 процентных пункта. Это объясняется высокой степенью обновления основных средств, так если в 2004г. в управление основных средств выбыло на сумму 10 млн. руб., то поступило на сумму 164 млн. руб.

Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг в 2004г. составила 4954 млн. руб., что на 2,2 выше, чем в 2003г.

В структуре затрат на производство работ и оказание услуг основное место занимают материальные затраты - более 60% (табл. 2.3).

"right">Таблица 2.3

Анализ структуры затрат на производство СУ №151 ОАО «СМТ №30»

Экономические элементы затрат

Абсолютные пока-затели, млн. р.

Удельные показа-тели, %

Отклоне-ния

удельного

веса

2003г.

2004г.

2003г.

2004г.

Затраты на производ-ство продукции

2735

4954

100,0

100,0

-

В том числе:

Материальные затраты

1646

3316

60,18

66,94

6,75

Расходы на оплату тру-да

537

881

19,63

17,78

-1,85

Отчисления на социаль-ные нужды

213

325

7,79

6,56

-1,23

Амортизация основных фондов

27

18

0,99

0,36

-0,62

Прочие затраты

312

414

11,41

8,36

-3,05

Среди материальных затрат наибольший удельный вес занимают затраты на сырье и материалы - более 80% от общей стоимости материальных затрат.

Однако следует отметить, что в структуре затрат произошли некоторые изменения. Так, в 2004г. произошло увеличение доли материальных затрат на 6,75 процентных пункта, что в свою очередь привело к снижению доли всех остальных элементов затрат. Так, снижение доли расходов на оплату труда произошло на 1,85 процентных пункта, отчислений на социальные нужды - на 1,23 процентных пункта, амортизационных отчислений - на 0,62 процентных пункта, а также прочих затрат - на 3,05 процентных пункта.

В 2004г. СУ №151 ОАО «СМТ №30» получило 216 млн. руб. прибыли от реализации продукции. Этот показатель выше полученного в 2003г. на 130 млн. руб. или в 2,5 раза (табл. 2.4).

"right">Таблица 2.4

Анализ формирования прибыли от реализации, млн. руб.

Показатель

2003г.

2004г.

Изменение

млн. руб.

Темп роста, %

Выручка от реализации работ, услуг

2821

5170

2349

183,27

Себестоимость работ, услуг

2735

4954

2219

181,13

Прибыль от реализации

86

216

130

251,16

Отметим, что росту прибыли от реализации способствовало более высокий темп роста выручки от выполнения строительно-монтажных работ по сравнению с темпом роста себестоимости работ (183,27% против 181,13%)

Формирование балансовой прибыли, или прибыли отчетного период осуществлялось за счет изменения операционных и внереализационных доходов и расходов (табл. 2.5) [16, c.61].

"right">Таблица 2.5

Анализ изменения балансовой прибыли, млн. руб.

Показатель

2003

2004

изменение

млн. руб.

Темп роста, раз

Прибыль от реализации

86

216

130

2,51

Операционные доходы

4

8

4

2,00

Операционные расходы

1

16

15

16,00

Внереализационные доходы

4

11

7

2,75

Внереализационные расходы

94

92

-2

0,98

Балансовая прибыль

-1

127

128

-127,00

Таким образом, балансовая прибыль предприятия составила в 2004г 127 млн. руб. В 2003г. строительное управление получило убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности в размере 1 млн. руб. В 2003г. строительная организация получила убыток от операционных и внереализационных операций в размере 87 млн. руб., а в 2004г. - в размере 89 млн. руб.

В целом балансовая прибыль ниже прибыли от реализации в 2003г. на 87 млн. руб., в 2004г. - на 89 млн. руб.

Положительным моментом в 2004г. явился значительный рост прочих операционных доходов и внереализационных доходов, негативным - преимущественное увеличение прочих операционных расходов.

Размер чистого убытка в 2003г. составил 31 млн. руб., в 2004г. размер чистой прибыли предприятия составил 57 млн. руб. то есть чистая прибыль выросла на 88 млн. руб., что является положительным моментом в работе предприятия.

Значимость финансовых результатов следует оценить по показателям рентабельности.

Анализ рентабельности предполагает рассмотрение широкого круга показателей, предложены в первой главе. Рассмотрим данные рентабельность хозяйственной деятельности анализируемого предприятия. Отметим, что все показатели могут быть рассчитаны на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Первая группа показателей характеризует окупаемость издержек производства (табл. 2.6) [27, c.52].

"right">Таблица 2.6

Динамика рентабельности производственной деятельности

Показатель

2003г.

2004г.

изменение

Прибыль от реализации, млн. руб.

86

216

130

Балансовая прибыль, млн. руб.

-1

127

128

Чистая прибыль, млн. руб.

-31

57

88

Себестоимость продукции, млн. руб.

2735

4954

2219

Рентабельность по прибыли от реализации, %

3,14

4,36

1,22

Ретабельность по балансовой прибыли, %

-0,04

2,56

2,60

Рентабельность по чистой прибыли, %

-1,13

1,15

2,28

Таким образом, можно отметить, что рентабельность производственной деятельности по прибыли от реализации увеличилась на 1,22%, по балансовой прибыли - на 2,6%, а по чистой прибыли - на 2,28%. Данные показатели показывают, что с каждого рубля, затраченного на производство, предприятие получило в 2004г. 4,36 коп. прибыли от реализации, 2,56 коп. балансовой прибыли и 1,15 коп. чистой прибыли.

Показатели второй группы характеризуют рентабельность продаж (табл. 2.7) [27, c.54].

"right">Таблица 2.7

Показатели рентабельности продаж

Показатель

2002г.

2003г.

изменение

Прибыль от реализации, млн. руб.

86

216

130

Балансовая прибыль, млн. руб.

-1

127

128

Чистая прибыль, млн. руб.

-31

57

88

Выручка от реализации, млн. руб.

2821

5170

2349

Рентабельность по прибыли от реализации, %

3,05

4,18

1,13

Ретабельность по балансовой прибыли, %

-0,04

2,46

2,49

Рентабельность по чистой прибыли, %

-1,10

1,10

2,20

Таким образом, рентабельность продаж по прибыли от реализации увеличилась на 1,13%, по балансовой прибыли - на 2,49%, по чистой - на 2,2%. Таким образом, эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия, рассчитанная по прибыли от реализации снизилась в 2004г. и составила 4,18 коп. с рубля продаж. С 1 рубля продаж предприятие имело также 2,46 коп. балансовой прибыли и 1,1 коп. чистой прибыли.

2.2. Оценка финансового состояния предприятия

Целью данного этапа анализа является экспресс-оценка его финансового положения строительного управления, выявление причин и тенденций в ее финансовом положении.

Первоначально воспользуемся крите-риями оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации, ис-пользуя коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, и критериями для определения организации, оказавшихся под угрозой банкротства. Кроме того, на данном этане можно дополнительно воспользовать-ся коэффициентом платежеспо-собности.

Анализ изменения значений данных коэффициентов за 2004г. представлен в табл. 2.8. [31].

"right">Таблица 2.8

Критерии удовлетворительности баланса СУ №151

по состоянию на 01.01.2005 г.

№ пп

Наименование показателя

На начало периода (года)

На момент установления неплатежеспособности (на конец года)

Норматив коэффициента

1

Коэффициент текущей ликвидности
К1 = стр.290 / (стр.790-стр.720)

0,88

0,97

К1 >= 1,2

2

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
К2 = (стр.590+стр.690-стр.190) / стр.290

-0,13

-0,03

К2 >= 0,15

3

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
К3 = стр.790 / стр.390

0,73

0,80

К3 <= 0,85

4

Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами
К4 = (сумм.стр.020,040,210 граф 5 и 6 ф.5) / стр.390 или стр.890

0,0

0,0

К4 <= 0,5

5

Коэффициент платежеспособности

стр. 290 / стр. 790

0,88

0,97

К5 >= 1

Как видно по данным табл. 2.8 на конец 2004г. произошло увеличение значений всех коэффициентов, характеризующий платежеспособность и удовлетворительность структуры баланса предприятия, что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия.

Так, значение коэффициента текущей ликвидности увеличилось на 0,09 пункта, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами - на 0,1 пункта, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами - на 0,07 пункта.

Положительным моментом в работе предприятия следует рассматривать отсутствие просроченных обязательств, что свидетельствует о том, что предприятие строго отслеживает сроки погашения кредиторской задолженности.

Коэффициент платежеспособности определяется путем отнесения суммы оборотных активов к внешней задолженности (заемных средств) строительной организации. Если коэффициент платежеспособности предприятия больше или равен единице, то организация является платежеспособной, если меньше единицы - неплатежеспособной.

Таким образом, не смотря на рост значений критериев, их значение не отвечает нормативу. И, следовательно, финансовое состояние предприятие можно оценить как не совсем устойчивое. Обязательства строительного управления превышают имеющиеся у них в наличие оборотные средства. Поэтому строительная организация не обладает в полной мере собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств.

Устойчивость финансового положения организации в значительной мере зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. Наиболее общие представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим структуру и динамику бухгалтерского баланса в разрезе составляющих его статей и разделов (табл.2.9 и табл.2.10) [32, c.40].

"right">Таблица 2.9

Структура и динамика актива бухгалтерского баланса

Раздел баланса

2003г.

2004г.

Отклонения

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

Внеоборотные активы

269

35,72

363

23,03

94

-12,69

Оборотные активы

484

64,28

1213

76,97

729

12,69

Всего

753

100

1576

100

-

-

Как видим, значительную долю активов в 2003-2004гг. составляют оборотные активы - более 60%, их доля существенно выросла еще на 12,69% в 2004г.

Динамику изменения активов баланса можно представить в виде следующего рис. 2.2.

Рис. 2.2. Изменение стоимости актива баланса, млн. руб.

"right">Таблица 2.10

Структура и динамика пассива бухгалтерского баланса

Раздел баланса

2003г.