logo
Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа

3. Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения

Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты -- полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III--II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков -- племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура