logo
Антикризисное управление в СУ №151 ОАО "СМТ №30"

1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления

Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.

Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия [21].

Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности [22]. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.

Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].

Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.

Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [8].

Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.

Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) [22].

Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».

В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) [19].

Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].

Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.

Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].

Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.

Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].

Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).

В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).

Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.

Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:

1. экспресс-оценка финансового положения организации.

2. оценка имущественного положения:

- вертикальный анализ баланса;

- горизонтальный анализ баланса;

- анализ качественных изменений в имущественном положении.

3. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;

4. оценка деловой активности.

Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.

Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица.

2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО

СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»

2.1. Анализ экономического положения СУ-151

Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.

Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организа-ционной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.

Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.

Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества явля-ются:

1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;

2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в облас-ти строительства;

3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;

4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.

Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собствен-ностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуще-ством Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно из-даваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».

В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.

Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.

Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.

Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.

"right">Таблица 2.1

Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»

п/п

Показатели

Ед. изм.

2003г.

2004г.

Темп роста, %

план

факт

% выполнения плана

1.

Объем строительно-монтажных работ

- по генподряду

тыс. руб.

в факт. ценах

-//-

4926694

10491328

212,95

в ценах 1991г.

-//-

5852

8420

8699

103,31

148,65

- собственными силами

в факт. ценах

-//-

2865701

5246658

183,08

в ценах 1991г.

-//-

3261

3890

4337

111,49

133,00

2.

Среднесписочная численность произв. персонала

чел.

138

158

162

102,53

117,39

- рабочих

-//-

115

139

120,87

-служащих

-//-

23

23

100,00

3.

Выработка на 1 работника в ценах 1991г.

руб.

23630

24620

26772

108,74

113,30

4

Среднемесячная з/пл 1 работника

руб.

333260

455453

136,67

По данным табл. 2.1. видно, что в 2004г. СУ №151 был выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 10491328 тыс. руб. (в действующих ценах), что в более чем в 2 раза выше, объема 2003г., а также объем выполненных работ собственными силами составил 5246658 тыс. руб. (в действующих ценах), что в 1,5 раза выше, чем объем выполненных строительно-монтажных работ собственными силами в 2003г.

В сопоставимых ценах 1991г. в 2004г. управление перевыполнило планируемый объем строительно-монтажных работ по генподряду на 103,31%, а по объему работ, выполняемых собственными силами - на 111,49%.

В 2004г. на 100% был выполнен план ввода в действие производственных мощностей и объектов.

Среднесписочная численность работников управления в 2004г. составила 162 чел., из них 139 чел. рабочие и 23 чел. - служащие. Общая численность работников СУ №151 по сравнению с 2003г. увеличилась на 24 чел. или на 17,4%, в том числе за счет роста численности рабочих на 24 чел.

В сопоставимых ценах выработка 1 работника в 2004г. составила 26772 руб., что на 108,7% выше планового значения, и на 1113,3% выше уровня 2003г.

Среднемесячная заработная плата 1 работника управления выросла в 2004г. по сравнению с 2003г. на 136,7% и составила 455453 руб.

В 2004г. СУ №151 выполнено строительно-монтажных работ по генподряду на сумму 10491328 тыс. руб. и собственными силами на сумму - 5246658 тыс. руб. В числе наиболее крупных заказчиков строительно-монтажных работ в 2004г. были УКС горисполкома (14,8% от общего объема выполненных работ), ОАО «Белвнешэкономбанк» (17,4% от общего объема выполненных работ), жилищно-строительные кооперативы (40,4% от общего объема выполненных работ), УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (10,9% от общего объема выполненных работ), УКС облисполкома (6,6% от общего объема выполненных работ), ПО «Водоканал» (4,4% от общего объема выполненных работ), УКС Дятловского райисполкома (4,4% от общего объема выполненных работ) и прочие заказчики (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Структура выполненных работ СУ №151 в разрезе заказчиков в 2004г., %

Для полной экономической характеристики СУ №151 проведем анализ имущественного положения строительной организации. Для этого проанализируем показатели наличия и использования основных средств (табл. 2.2.)

"right">Таблица 2.2

Анализ показателей наличия и использования основных средств

Показатель

Ед. изм.

2003г.

2004г.

Отклонение

Доля активной части основных средств

%

22,97

25,43

2,46

Коэффициент износа основных средств

%

49,5

43,8

-5,7

Таким образом, доля активной части основных средств составляет 25,43% в 2004г. Значение данного показателя по сравнению с 2003г. увеличилось на 2,46 процентных пункта.

Несмотря на высокий процент изношенности основных средств целом по строительной отрасли Республики Беларусь (более 60%). В СУ №151 процент изношенности основных средств в 2004г. составил 43,8%, что ниже уровня 2003г. на 5,7 процентных пункта. Это объясняется высокой степенью обновления основных средств, так если в 2004г. в управление основных средств выбыло на сумму 10 млн. руб., то поступило на сумму 164 млн. руб.

Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг в 2004г. составила 4954 млн. руб., что на 2,2 выше, чем в 2003г.

В структуре затрат на производство работ и оказание услуг основное место занимают материальные затраты - более 60% (табл. 2.3).

"right">Таблица 2.3

Анализ структуры затрат на производство СУ №151 ОАО «СМТ №30»

Экономические элементы затрат

Абсолютные пока-затели, млн. р.

Удельные показа-тели, %

Отклоне-ния

удельного

веса

2003г.

2004г.

2003г.

2004г.

Затраты на производ-ство продукции

2735

4954

100,0

100,0

-

В том числе:

Материальные затраты

1646

3316

60,18

66,94

6,75

Расходы на оплату тру-да

537

881

19,63

17,78

-1,85

Отчисления на социаль-ные нужды

213

325

7,79

6,56

-1,23

Амортизация основных фондов

27