1.4. Анализ нормативной базы антикризисного управления
Одним из важнейших инструментов повышения эффективности экономического развития страны является институт несостоятельности (банкротства), появившийся в торговом обороте еще в средние века, который отсутствовал в правовой практике нашего государства свыше 70 лет.
Принятый в 1991 году Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности и банкротстве» был не совершенен, носил упрощенный и декларативный характер, в связи с чем почти не применялся. Главный его недостаток состоял в том, что он в основном был нацелен на установление факта банкротства и последующую ликвидацию предприятия [21].
Дальнейшее развитие хозяйственных отношений и необходимость их правового регулирования потребовали принятия в 2000 году нового Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», разработанного с учетом отечественного и зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности [22]. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица. Это позволит закрыть нерентабельные предприятия, высвободить ресурсы из неконкурентоспособного производства, исключить из экономики неэффективных субъектов хозяйствования и защитить кредиторов от неплатежеспособных контрагентов. Новый Закон о банкротстве подробно регламентирует порядок и условия рассмотрения дел о несостоятельности, регулирует осуществление мер по предупреждению банкротства, четко определяет права и обязанности различных должников (банков, страховых компаний, градообразующих и сельскохозяйственных организаций и др.), участвующих по делам этой категории.
Следует отметить, что правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) не ограничивается только Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», а обеспечивается системой правовых норм. В основании этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь: об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя (ст. 24); о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия (п. 3 ст. 52, п. 2 ст. 105); о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами) (п. 4 ст. 57); об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица (ст. 60); об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (ст. 61) и др. [8].
Существуют и другие акты законодательства, регулирующие процедуру банкротства.
Однако законодатель, принимая Гражданский кодекс, имеющий большую юридическую силу по отношению к другим законам и кодексам, учел специфику правоотношений, связанных с банкротством, и указал на необходимость специального законодательства. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Беларусь, основания для признания юридического лица банкротом, порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) [8].
Таким образом, можно говорить, что Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» является одним из основных законодательных актов в системе правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства). Тем более что, разрабатывая его, законодатель стремился комплексно решить все вопросы материально-правового и процессуального характера, связанные с банкротством. Вместе с тем рассматриваемый Закон не исключает возможности принятия других законодательных актов, регулирующих отдельные правоотношения, связанные с экономической несостоятельностью.
Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - банкротство) [22].
Таким образом, ст.2 закона, впрочем, как и правовая литература, термин «банкротство» приравнивает к термину «экономическая несостоятельность».
В 12.11.2003г. был принят Указ Президента Республики Беларусь №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данный Указ разделил между собой понятия банкротство и экономическая несостоятельность. Под банкротством следует понимать неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства); а под экономической несостоятельностью - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) [19].
Анализ норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (статьи 46, 57, 61 и др.), а также норм Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (статьи 1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, попадающих в сферу действия комментируемого Закона [22].
Во-первых, это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме Унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве.
Во-вторых, это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, закрепленных статями 61 Гражданского кодекса и ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 46) содержит незакрытый перечень форм некоммерческих организаций [22].
Возможность признания экономически несостоятельным (банкротом) гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, не предусматривается ни Гражданским кодексом Республики Беларусь, ни Законом о банкротстве.
Основным нормативно-правовым документом в Республике Беларусь, регламентирующим правила оценки финансового состояния субъектов хозяйствования является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь от 14.05.2004 № 81/128/65 [20].
Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих обособленный (отдельный) баланс, расчетный (текущий) счет, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций и банков).
В соответствии с настоящей Инструкцией проводится анализ финансового состояния организаций и выявляются организации с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные).
Основной целью проведения анализа финансового состояния организаций на основе настоящей Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организаций - неплатежеспособными.
Процесс проведения анализа финансового состояния организации предполагает выполнение следующих этапов [20]:
1. экспресс-оценка финансового положения организации.
2. оценка имущественного положения:
- вертикальный анализ баланса;
- горизонтальный анализ баланса;
- анализ качественных изменений в имущественном положении.
3. оценка финансового положения, т.е. ликвидности, финансовой устойчивости;
4. оценка деловой активности.
Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются бухгалтерский баланс с приложениями.
Таким образом, основным нормативным актом, посвящённым регулированию экономической несостоятельности (банкротстве) в Республике Беларусь является одноименный закон, принятый в 2000 году. Данный Закон имеет большую значимость для преодоления кризисных явлений в экономике и ее эффективного функционирования, поскольку в судебной процедуре банкротства теперь первое место отдается санации (оздоровлению) должника, а когда она невозможна или не приведет к положительным результатам - ликвидации юридического лица.
2. АНАЛИЗ экономического и ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ СУ-151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30»
2.1. Анализ экономического положения СУ-151
Строительное управление №151 ОАО «Строительно-монтажный трест №30» образовано 17 февраля 1964 года, является генподрядным управлением выполняющий общестроительные работы и входящим в состав ОАО «СМТ №30» без права юридического лица, имеет обособленный баланс, счет в банке, печать и штампы со своим наименованием.
Руководство экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется дирекцией ОАО «СМТ №30». Подчиненность СУ №151 ОАО «СМТ №30» определяется в соответствии с организа-ционной структурой Общества, которая отражена в Приложении 4.
Виды деятельности, которыми может заниматься СУ №151, изложены в Приложении 5.
Основными задачами деятельности СУ №151 ОАО «СМТ №30» в составе Общества явля-ются:
1. комплексное и качественное выполнение строительно-монтажных работ на объектах республики и за ее пределами;
2. неуклонное повышение эффективности производства на основе его интенсификации экономии всех видов ресурсов, внедрения новых технологий, достижений науки и техники в облас-ти строительства;
3. неуклонное выполнение доводимых ОАО «СМТ №30» планов по выполнению объемов работ;
4. удовлетворение социально-экономических потребностей работников подразделения.
Имущество, числящееся на обособленном балансе подразделения, является собствен-ностью ОАО «СМТ №30». Начальник подразделения вправе распоряжаться этим и другим имуще-ством Общества в соответствии с доверенностью, выдаваемой ежегодно генеральным директором Общества. Списание имущества производится в соответствии с уставом Общества и ежегодно из-даваемым приказом по учетной политике по ОАО «СМТ №30».
В состав СУ №151 входит два отдела: бухгалтерия и производственный отдел.
Штатное расписание утверждается генеральным директором ОАО «СМТ №30». Численность работников аппарата управления на 1 января 2004г. согласно штатного расписания составляла 24 ед., среднесписочная численность за год составила 23 чел.
Из общей численности работников за год 23 чел. - 7 чел. работало на линии. За каждым линейным инженерно-техническим работником закреплен объект и бригада с численностью рабочих сдельщиков 117 чел.
Анализ основных показателей деятельности СУ №151 за 2003-2004гг. приведен в табл. 2.1.
"right">Таблица 2.1Анализ основных показателей по СУ №151 ОАО «СМТ №30»
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
2003г. |
2004г. |
Темп роста, % |
|||
план |
факт |
% выполнения плана |
||||||
1. |
Объем строительно-монтажных работ - по генподряду |
тыс. руб. |
||||||
в факт. ценах |
-//- |
4926694 |
10491328 |
212,95 |
||||
в ценах 1991г. |
-//- |
5852 |
8420 |
8699 |
103,31 |
148,65 |
||
- собственными силами |
||||||||
в факт. ценах |
-//- |
2865701 |
5246658 |
183,08 |
||||
в ценах 1991г. |
-//- |
3261 |
3890 |
4337 |
111,49 |
133,00 |
||
2. |
Среднесписочная численность произв. персонала |
чел. |
138 |
158 |
162 |
102,53 |
117,39 |
|
- рабочих |
-//- |
115 |
139 |
120,87 |
||||
-служащих |
-//- |
23 |
23 |
100,00 |
||||
3. |
Выработка на 1 работника в ценах 1991г. |
руб. |
23630 |
24620 |
26772 |
108,74 |
113,30 |
|
4 |
Среднемесячная з/пл 1 работника |
руб. |
333260 |
455453 |
136,67 |
По данным табл. 2.1. видно, что в 2004г. СУ №151 был выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 10491328 тыс. руб. (в действующих ценах), что в более чем в 2 раза выше, объема 2003г., а также объем выполненных работ собственными силами составил 5246658 тыс. руб. (в действующих ценах), что в 1,5 раза выше, чем объем выполненных строительно-монтажных работ собственными силами в 2003г.
В сопоставимых ценах 1991г. в 2004г. управление перевыполнило планируемый объем строительно-монтажных работ по генподряду на 103,31%, а по объему работ, выполняемых собственными силами - на 111,49%.
В 2004г. на 100% был выполнен план ввода в действие производственных мощностей и объектов.
Среднесписочная численность работников управления в 2004г. составила 162 чел., из них 139 чел. рабочие и 23 чел. - служащие. Общая численность работников СУ №151 по сравнению с 2003г. увеличилась на 24 чел. или на 17,4%, в том числе за счет роста численности рабочих на 24 чел.
В сопоставимых ценах выработка 1 работника в 2004г. составила 26772 руб., что на 108,7% выше планового значения, и на 1113,3% выше уровня 2003г.
Среднемесячная заработная плата 1 работника управления выросла в 2004г. по сравнению с 2003г. на 136,7% и составила 455453 руб.
В 2004г. СУ №151 выполнено строительно-монтажных работ по генподряду на сумму 10491328 тыс. руб. и собственными силами на сумму - 5246658 тыс. руб. В числе наиболее крупных заказчиков строительно-монтажных работ в 2004г. были УКС горисполкома (14,8% от общего объема выполненных работ), ОАО «Белвнешэкономбанк» (17,4% от общего объема выполненных работ), жилищно-строительные кооперативы (40,4% от общего объема выполненных работ), УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (10,9% от общего объема выполненных работ), УКС облисполкома (6,6% от общего объема выполненных работ), ПО «Водоканал» (4,4% от общего объема выполненных работ), УКС Дятловского райисполкома (4,4% от общего объема выполненных работ) и прочие заказчики (рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Структура выполненных работ СУ №151 в разрезе заказчиков в 2004г., %
Для полной экономической характеристики СУ №151 проведем анализ имущественного положения строительной организации. Для этого проанализируем показатели наличия и использования основных средств (табл. 2.2.)
"right">Таблица 2.2Анализ показателей наличия и использования основных средств
Показатель |
Ед. изм. |
2003г. |
2004г. |
Отклонение |
|
Доля активной части основных средств |
% |
22,97 |
25,43 |
2,46 |
|
Коэффициент износа основных средств |
% |
49,5 |
43,8 |
-5,7 |
Таким образом, доля активной части основных средств составляет 25,43% в 2004г. Значение данного показателя по сравнению с 2003г. увеличилось на 2,46 процентных пункта.
Несмотря на высокий процент изношенности основных средств целом по строительной отрасли Республики Беларусь (более 60%). В СУ №151 процент изношенности основных средств в 2004г. составил 43,8%, что ниже уровня 2003г. на 5,7 процентных пункта. Это объясняется высокой степенью обновления основных средств, так если в 2004г. в управление основных средств выбыло на сумму 10 млн. руб., то поступило на сумму 164 млн. руб.
Себестоимость выполненных работ и оказанных услуг в 2004г. составила 4954 млн. руб., что на 2,2 выше, чем в 2003г.
В структуре затрат на производство работ и оказание услуг основное место занимают материальные затраты - более 60% (табл. 2.3).
"right">Таблица 2.3Анализ структуры затрат на производство СУ №151 ОАО «СМТ №30»
Экономические элементы затрат |
Абсолютные пока-затели, млн. р. |
Удельные показа-тели, % |
Отклоне-ния удельного веса |
|||
2003г. |
2004г. |
2003г. |
2004г. |
|||
Затраты на производ-ство продукции |
2735 |
4954 |
100,0 |
100,0 |
- |
|
В том числе: Материальные затраты |
1646 |
3316 |
60,18 |
66,94 |
6,75 |
|
Расходы на оплату тру-да |
537 |
881 |
19,63 |
17,78 |
-1,85 |
|
Отчисления на социаль-ные нужды |
213 |
325 |
7,79 |
6,56 |
-1,23 |
|
Амортизация основных фондов |
27 |
Содержание
|