logo
Архитектоника плоских систем (арки, рамы)

Арки и рамы в архитектронике

Широкое применение получили арки и арочные сооружения в современной зарубежной архитектуре. О масштабах их дают представление железобетонные параболические арки ангаров парижского аэропорта Орли (пролет 90 ж), арки в системе покрытия главного выставочного зала в Турине (пролет 95 ж), арки, несущие перекрытие стадиона в Монтгомери (США) пролетом 116 ж, и, наконец, арки треугольного в плане павильона Национальной промышленности в Париже пролетом 206 ж.

Деформированное и напряженное состояния арки зависят от типа конструкции и вида опорных закреплений. Различают арки: одно - пролетные и многопролетные, трехшарнирные, двухшарнирные и бесшарнирные системы.

Расчет арок начинают с определения величин расчетных нагрузок. Зная закон изменения постоянной нагрузки по длине пролета, устанавливают очертание оси арки и характер изменения размеров поперечного сечения по длине арки Ось считается рациональной, если арки только сжата. Затем производится определение внутренних усилий: продольной силы N, поперечной Q, изгибающего момента М в сечениях арки В статически определимой арки (трех - шарнирной) эта задача решается применением "метода сечений": по условиям равновесия внутренние силы уравновешивают внешние, лежащие по одну сторону от сечения. Расчет начинают с определения опорных реакций; из уравнений 2F=0 и 1М-0 находят вертикальные (балочные) реакции RA И JRB. Ур-ние 2Х=0 при наличии лишь вертикальной нагрузки приводит к условию НА = НВ. Дополнит, ур-ние получают, используя отсутствие в ключевом шарнире К момента внутренних сил, равного моменту внешних сил, лежащих по одну сторону от К.

Влияние временной нагрузки можно учесть, располагая ее на арки в различных положениях и производя для каждого из них независимый расчет с тем, чтобы затем построить огибающие эпюры внутренних сил. Взамен этого чаще строят линии влияния усилий для ряда сечений и загружают их временной нагрузкой, располагаемой самым невыгодным для сооружения способом.

После определения внутренних усилий можно произвести проверку прочности или подбор сечений арки по формулам вне - центренного сжатия. Расчет арки на прочность дополняется расчетом на устойчивость как в плоскости арки, так и из ее плоскости; при этом находятся критические нагрузки и устанавливается коэффициент запаса.

Рама в архитектуре это рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырехугольное, круглое, овальное или какой-либо другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. рамы обыкновенно состоит из ряда тяг, валиков, желобков, каблучков и других архитектурных обломов и нередко украшается каннелюрами, рядами перлов и различными мотивами растительного орнамента с прикрытиями в виде листьев, раковин и т.п. по углам, если она четырехугольная. Вообще архитектурная рамы должна соответствовать своим стилем отделке помещения, в котором она употреблена и вместе с тем содействовать эффекту окружаемой ею скульптуры или живописи.

Черные или темные рамы без всяких украшений, обведенные лишь тонкой золоченой полоской по внутреннему краю. В начале настоящего столетия распространилась из Франции вместе с художественным стилем Империи мода на золоченые рамы с разделкой, заимствованной из античной архитектуры и орнаментики, сменившаяся в эпоху господства романтизма в искусстве и литературе фантастичностью и попытками подражать средневековым (готическим и романским) мотивам. Образцы старинных рамы, иногда удивительно изящные и замечательные по мастерской резьбе, можно видеть во многих картинных галереях при произведениях живописи, для которых они были некогда сделаны, равно как и в учреждаемых ныне повсюду музеях искусства, примененного к ремеслам и промышленности. В наши дни производство картинных рамы очень упростилось: они склеиваются из сделанных машинным способом деревянного багета, на который налепливаются алебастровые каннелюры, листья, гирлянды и др. рельефные орнаменты, оттиснутые также механически; приготовленная таким образом рамы вызолачивается обыкновенным путем или, что дешевле, одевается сплошь весьма тонким слоем олова, поверх которого наводится желтый лак, дающий ему вид настоящего золота. Для тех, кому и подобные рамы могут показаться дорогими, имеется в продаже огромный выбор фальшиво-золоченых, орнаментированных, широких и узких багетов, которые, чтобы сделать из них рамы, остается только распиливать на куски и склеивать. С некоторых пор художники, отправляя свои картины на публичные выставки, стали придумывать для них самые затейливые рамы - напр. такие, в которых позолота соединяется с бронзировкой и подражанием старому серебру, рамы, обтянутые бархатом или плюшем какого-либо "мореного цвета" и только обведенные по внутреннему краю золочеными деревянными или бронзовыми рантами, рамы из кожи с вытисненными на ней нежными золотыми арабесками наподобие украшающих книжные переплеты, рамы, на которых симметрично или капризно размещены букеты цветов или пучки листьев, сформованных прямо с натуры и превращенных в металлические при помощи гальванопластики, и т.д. Главную роль при компоновке таких рамы, конечно, играет желание их изобретателей быть оригинальными во что бы то ни стало. Дело доходит до того, что, напр., сколачивают рамы из грубых полугнилых досок старого ящика и драпируют ее плюшем или какой-либо другой материей; бронзируют рамы так, как будто она много лет лежала в земле и еще не вполне очищена от грязи и ржавчины; обтягивают рамы простой рогожей, которую потом покрывают лаком и, пока он еще не отвердел, обсыпают золотым или бронзовым порошком; изображение Мадонны вставляют в рамы, на которой вырезаны лягушки или уродливые, гримасничающие физиономии; картину, воспроизводящую нечистоты скотного двора, наделяют рамы, орнаментированной цветущими розами или миловидными детскими головками. Словом, у истых художников нынешнего fin de sciиcle все считается позволительным, только бы отличиться от всех других; для некоторых из них рамы - вещь такой же важности, как и самая картина. Впрочем, наиболее распространенными картинными рамы продолжают быть золоченые вполне, с глянцевым лощением или с матовостью, иногда же с тем и другой вместе. Для рисунков и гравюр, обыкновенно выставляемых под стеклом, употребляются рамы гладкие, золоченые, черные, белые или какого-либо цветного дерева, причем, дабы выставленная вещь производила лучшее впечатление, ее предварительно помещения в рамы окружают так назыв. паспарту; цвет последнего, самый выгодный для акварелей, исполненных многими красками, - белый или темно-малиновый, а для однотонных рисунков и гравюр - серый или синеватый.

архитектоника арка рама строение