logo
Архитектура Беларуси начала XVIII – конца XIX веков

2. Ратуши

архитектура зодчество беларусь ратуша

Ратуши в рассматриваемую эпоху являлись самым традиционным типом административно-общественных зданий. Начало их строительства связано с введением городского самоуправления на основе магдебургского права и в течение столетий сформировался достаточно определённый их архитектурный облик - простого по формам монументального здания с высокой со шпилем башней. Это здание размещалось на главной площади города, зачастую в комплексе с торговыми рядами, доходы от которых шли в казну города.

Последней по времени постройкой, выполненной в стиле позднего барокко, явилась ратуша в Витебске. Построена она была в 1772-1775 гг. на Соборной площади и представляла собой двухэтажный корпус с четырёхъярусной, завершённой высоким шатровым покрытием башни. В здании находились полиция, главный суд, второй департамент, гауптвахта, пожарный двор. Черты барокко в архитектуре ратуши особенно ощутимы в моделировке башни. Её стены имеют вогнутые очертания, углы срезаны и украшены пилястрами с волютами. Пропорции башни, характер её деталировки близки решению башен Воскресенской церкви, расположенной на этой же Соборной площади напротив ратуши и построенной в это же время, в 1772 г. Очевидно, архитектором, строившим ратушу и церковь, был местный зодчий, воспитанный на традициях виленского барокко, столь ярко проявившегося в этих постройках. Это предположение следует из того, что в первые несколько лет непосредственно после присоединения восточных земель Беларуси к Российской империи ни в Могилёв, ни в Витебск не было ёще прислано дипломированных губернских архитекторов, которые могли бы создать проект ратуши.

С 1760-х гг. с развитием идей Просвещения в архитектуре ратуш начинают проявляться черты классицизма. Происходит это не сразу в чистом идеальном виде, а постепенно. Вначале, как обычно в архитектурной практике конца 18 в., происходит симбиоз классицистических и барочных черт. Это явление в научной литературе получило название барочного классицизма и его появление связано с влиянием французской архитектуры, стиля архитектора Ж. Габриэля. Она характеризуется плоскостной трактовкой архитектурных форм, широким использованием пилястр и филенок и ограниченным использованием отдельно стоящих колонн и полуколонн. В архитектуре зданий ратуш это явление было достаточно своеобразно интерпретировано под воздействием местных условий строительства и традиций. В этой стилистике были построены здания ратуш в Могилёве, Шклове и Чаусах. Их создание было связано с регулярной перепланировкой городов.

В наибольшей степени влияние французского зодчества ощутимо в могилёвской ратуши. Она была перестроена в 1773 г. сразу после присоединения Могилёва к Российской империи, вероятно, с целью сразу же найти место для размещения нового аппарата управления губернией. Её объёмная композиция не была изменена. Менялась в основном декорировка фасадов - стены были декорированы плоскими нишами прямоугольного очертания, плоскими обрамлениями окон с горизонтальными сандриками нижние ярусы стен башни - плоским рустом без вертикальных членений. Использование новой стилистики в этом случае вполне объяснимо, так как создавалось новое архитектурное окружение новой эпохи, проповедующей новые идеи. Да и сам заказчик строительства граф З.Г. Чернышев был приверженцем классицистической стилистики в архитектуре. Перестройка была выполнена, вероятно, архитектором И. Зейделем, который являлся в 1777-1786 гг. могилёвским губернским архитектором и создателем ансамбля административных зданий на расположенной рядом Губернаторской площади.

Более скромную пластическую обработку фасадов представляло здание ратуши в Шклове. Её создание следует связать с деятельностью владельца местечка А. Чарторыйского, который после пожара Шклова в 1769 г. затеял его полную перестройку. Регулярный план города был создан в 1769 г. варшавским архитектором Я. Фонтани. Им же был разработан проект ратуши, т. к. многое в её архитектуре созвучно создаваемым в это же время зданиям ратуш в иных городах Речи Посполитой - Седлицах, Коцке и Белостоке. В этих постройках мы видим ту же скупую декорировку фасадов здания ратуши с башней в окружении протяженных корпусов торговых рядов. Но комплекс ратуши в Шклове представляет собой более сложную композицию - прямоугольную в плане постройку с большим внутренним двором, окруженную одноэтажными корпусами лавок, среднюю часть короткой стороны которых занимало двухэтажное здание ратуши, а в углах и на противоположной стороне прямоугольника располагались двухэтажные корпуса складов.

Наиболее проста по декорировке ратуша в Чаусах. На её фасадах практически нет украшений. Построена она позднее 1778 г., т.к. место возведения ратуши намечено планом 1778 г. вдали от существующей к этому времени застройки. Её автором, безусловно, был местный, достаточно хорошо знавший архитектуру края зодчий, что подтверждается невзыскательной декорировкой фасадов, а также объемным решением ратуши, выполненным с выступающими по углам частями, напоминающими "алькежи" усадебных домов Польши, Литвы и Беларуси. Внутренняя планировка ратуши четкая - средняя часть занята лестницей и залом, в боковых помещениях размещены службы.

Характер развития стилистики архитектуры зданий ратуш не отличался от остальных построек. Вслед за барочным классицизмом появляются постройки строго стиля, в которых элементы архитектуры барокко уже отсутствовали, а классицистическая декорировка имела преимущественно плоскостный характер К этому явлению относится проект ратуши в Ружанах и ратуша в Минске.

Рисунок 1. Проект ратуши в Ружанах. Главный фасад, план. 1760-е гг.

Проект здания ратуши в Ружанах, возможно, являлся наиболее ранним среди рассматриваемых построек этого типа. Время его создания, скорее всего, относится к 1760-м гг., когда реконструировались или возводились наново все каменные здания на площади - костел, униатская церковь с монастырским зданием, корчма. Объем здания достаточно виртуозно вписан в пространство большого прямоугольного в плане внутреннего двора существующих ранее лавок. Он состоит из массивного прямоугольного в плане трехъярусного объема башни и одноэтажных корпусов лавок достаточно сложной конфигурации. плоскостная безордерная декорировка стен здесь явно классицистична и включает практически весь набор декора раннеклассицистических зданий - плоский руст стен первого этажа, прямоугольные очертания окон с сандриками и значительного выноса карниз с триглифами на архитраве.

Рисунок 2. Ратуша в Минске. Главный фасад, план. Архитектор Ф.И. Крамер. 1800 г.

Минская ратуша, построенная в 1800 г. с использованием стен старого здания ратуши, является самой последней по времени постройкой традиционного типа с башней. Автором проекта является минский губернский архитектор Ф.И. Крамер. Характерные черты постройки - использование в её архитектурном построении отдельно стоящих колоннад в виде портиков, украшающих центральный ризалит и торцы здания, а также значительное уменьшение роли башни в её облике. Благодаря этому здание минской ратуши начинает приближаться к облику общественного здания эпохи классицизма - прямоугольного в плане объёма с приставленными к его фасаду колонными портиками. Постройке присуще соединение традиционной компоновки с новыми классицистическими тенденциями.

Уникальным явление не только в архитектуре административно-общественных зданий, но и всей архитектуры Беларуси явилась ратуша в Чечерске. Построена она в начале 1780-х гг. графом З. Г. Чернышевым, известным русским сановником, генерал-губернатором Беларуси, при регулярной перестройке Чечерска, который был ему пожалован Екатериной 2 в 1774 г. Её облик характеризуется необычным объемным построением, символической трактовкой форм, отвлеченным геометризмом построений фасадов, сочетанием различных материалов - дерева и камня, а также соединением черт неоготики и классицизма.

Необычное объемное построение характеризуется, прежде всего, центричностью композиции. Здание имеет практически одинаковые фасады. Характерная для ратуши достаточно высокая башня присутствует. Однако она окружена четырьмя башенками, что в определенной мере напоминает пятиглавие русских православных храмов.

В постройке выделены черты символизма, которыми сознательно наделил здание создавший его зодчий и которые в конечном итоге определили его облик. Использование в композиции простых геометрических фигур - куба, круга, квадрата, пирамиды, включение элементов, очень своеобразно напоминающих пятиглавие, выводит здание ратуши в ряд сакральных построек и приближает его к храму, в данном случае - православному. Архитектурный облик чечерской ратуши характерен для творчества Баженова.