logo
Архитектура Беларуси начала XVIII – конца XIX веков

3. Архитектура дворцово-усадебных зданий

В середине 18 в. в архитектуре белорусских земель, как и во всей Речи Посполитой, сформировался созданный в эпоху барокко особый облик дворцово-усадебного здания. Оно имело компактный прямоугольных очертаний, приближенный к квадрату план, один или же два этажа основного объема и было завершено высокой ломаной "польской" крышей. По всем четырем углам здания или с двух сторон паркового фасада к этому основному объему примыкали пристройки в виде небольших объемов, напоминающие башни, называемые "алькежами", которые имели самостоятельные завершения.

Рисунок 3. Ратуша в Чечерске. Общий вид. Архитектор В.И.Баженов. Начало 1780-х гг.

Средняя часть главного и паркового фасадов зачастую устраивалась на этаж выше основного объема здания, завершалась фронтоном, а на первом этаже имела навес в виде аркады, где встречали и провожали гостей. Эта средняя повышенная часть здания вмещала сени и главный зал. Здание своим обликом отражало сарматский идеал шляхтича - создателя крупного представительного здания, своими высокими крышами напоминавшего средневековые замки предков и имеющего вместе с тем достаточно открытый представительный характер.

В середине 18 в. в дворцово-усадебном зодчестве наряду с поздним барокко проявляется влияние стилистики рококо. Оно исходит, что вполне естественно в эпоху правления саксонского короля Августа 3, от саксонской архитектуры, творчества архитекторов дрезденской школы - М.Д. и К.Ф. Пеппельманнов, Д.Я. Яуха, И.Ф. Кнобеля, и, кроме того, из главного архитектурного центра Европы того времени - Франции. Оно проявилось в устройстве интерьеров построенных в традициях позднего барокко дворцово-усадебных зданий.

Характерный пример тому - дворец Радзивиллов в Дятлово. Здание было построено в середине 18 в. владельцем Дятлово новогрудским воеводой Николаем Радзивиллом, с использованием стен и фундаментов старого замка, поэтому как бы повторяло облик традиционной для эпохи компоновки дворца. Оно было накрыто высокой крышей, со стороны парка имело две подставленные под углом 45° к плоскости фасада башни и как дань новому времени имело посередине паркового фасада, граненный выступ залов. Известно, что его интерьеры были богато декорированы в стиле рококо. Декорировка была включена и в оформление фасадов. Над окнами второго этажа были выполнены орнаменты в стиле рококо. Влияние этого стиля ощутимо и в прихотливом рисунке шлемов башен, очертаний фронтонов, венчающих ризалиты дворца, в использовании граненой формы паркового ризалита.

Под влиянием новых идей и идеологии, вызвавшей к жизни стиль рококо, основным содержанием которого было стремление уйти от излишней патетики и героичности образов барокко к создании. удобств и комфорта для частной жизни, происходят изменения в облике дворцово-усадебных зданий. Достаточно популярными становятся сравнительно небольших размеров здания, в которых соединяются влияния стилистики барокко и рококо, местных традиций и известных образцов архитектуры середины 18 в. К ним относятся дворцы в Гануте и Леонполе.

Дворец в Гануте был построен в 1765 г. воеводой Троцким князем Тадеушем Огинским (1711-1783). Это было небольшое одноэтажное здание с высокой мансардной крышей и двумя почти идентичными ризалитами, выполненными в виде античного портика из плоских пилястр своеобразно трактованного ионического ордера. Здание имело скорее изящный вид, нежели помпезный вид было достаточно распластанным и миниатюрным. Наряду с использование традиционных, присущих дворцовому строительству эпохи барокко элементов - высокой ломаной крыши, центрального двухэтажного ризалита и двух павильонов-алькежей со стороны паркового фасада, постройку отличает изящество, присущее стилистике рококо и творчеству умелого архитектора, что проявилось в прорисовке люкарн на крыше, очертаниях крыши и создании общей компоновки здания. Трактовка въездных ворот в виде двух павильонов с арками также свидетельствует о новых рокайльных тенденциях в архитектуре.

Дворец в Леонполе был построен в 1768-1769 гг. воеводой Николаем Тадеушем Лопациньским. Автором проекта был Ян Христиан Кнакфукс. Дворец состоял из главного здания и двух флигелей, окружающих парадный двор. Западный фасад дворца выходил к реке Западной Двине, до которой было около 50 м.

Главный корпус дворца представлял собой новое, достаточно оригинальное переложение традиций дворцово-усадебного зодчества эпохи барокко. Его небольшой, компактный в плане объем имел со стороны главного и заднего фасадов по три сильно выступающих ризалита. Боковые ризалиты были завершены треугольными фронтонами, средние же двухэтажные ризалиты завершены треугольными фронтонами с вырезами по краям. Вследствие этого компоновка здания представляла собой достаточно четкое и ясное решение, т.к. как бы состояла из трёх накрытых скатными крышами соединенных между собой разновысоких объемов. На фасаде центрального ризалита над окнами первого этажа были выполнены рокайльные орнаменты, в интерьере здания по примеру дворцового строительства эпохи барокко устроены анфилады вдоль главного и заднего фасадов.

С 1760-х гг. в дворцово-усадебном зодчестве Беларуси начинает ощущаться влияние идей Просвещения, что предопределило появление здесь стилистики классицизма и сентиментализма. Первые проявления этих художественных направлений наблюдаются в создании интерьеров дворцово-усадебных зданий, в их устройстве и декорировке. Появляются салоны, будуары и кабинеты с "античной" декорировкой и живописными изображениями дикой природы. Это явление представляет собой несохранившуюся страницу развития дворцово-усадебного зодчества, т.к. практически все интерьеры этого времени разрушены или перестроены. Пожалуй, единственным сохранившимся выдающимся и очень показательным примером является дворец в Святске близ Гродно, построенный в 1770-х гг. маршалом гродненским Иосифом Воловичем по проекту Дж. Сакко.

В облике дворца в Святске с его плоско решенным в ордерной стилистике фасадом и отсутствием башенных завершений уже отсутствует влияние средневековых традиций замкового строительства, воздействие выработанного в эпоху барокко облика дворцовой постройки с кубообразным объемом, незначительными плоскостями фасадов и башнями-алькежами. Постройке присуще влияние позднего дрезденского барокко и французского дворцового зодчества 17 - начала 18 в. Классицистические влияния здесь можно лишь усмотреть в упрощении декора и отсутствии лепных украшений, всего того, чем характерен облик дворца в Ционжене (Польша), также относимый к творчеству Дж.Сакко. Новое же для зодчества Беларуси воздействие эстетики классицизма и сентиментализма особенно ярко проявилось в убранстве его интерьеров. Декор парадных помещений второго этажа дворца выполнен с обширным использованием "античных" элементов. Здесь и лепные украшения в виде колонн и консолей со статуями на них, камины и печи в виде колонн и обелисков, живописные изображения разнообразных классицистических элементов, гротескных орнаментов, пейзажей с изображением античных руин, средневековых замков и пейзажей дикой природы.

Начиная с конца 1760-х гг. стиль классицизм стал включаться не только в декорировку интерьеров, но и начал влиять на формирование общего объемного построения дворцово-усадебных зданий, на декорировку фасадов. Однако черты классицизма не сразу почти полностью изменили облик усадебного здания с сарматского барочного на простое объемное построение с невысокой крышей и четырехколонным портиком на главном фасаде. Это произошло постепенно. В дворцово-усадебном строительстве начиная с конца 1760-х гг., в течение последующего десятилетия, а в некоторых постройках - вплоть до начала 19 в. отразилось явление, которое мы называем барочным классицизмом. Развитие в белорусской архитектуре этого явления связано преимущественно с влиянием архитектуры Франции.

Распространение барочно-классицистического направления в архитектуре белорусских земель, как и в целом в Речи Посполитой, в основном инициировалось заказом магнатов, среди которых видное место занимал польский король. Однако с начала 1760-х гг. черты классицизма начали проявляться не в королевском строительстве, а в поместьях Александра Сапеги.

Александр Сапега принадлежал к старинному магнатскому роду. Расцвет рода Сапегов пришелся на 16-17 вв., когда по своему политическому положению и размером богатства они уступали лишь Радзивиллам. С начала 18 в. их начинают теснить более активные Потоцкие, Чарторыйские, Браницкие. Однако эпоха Просвещения как бы придала второе дыхание деятельности представителей этого старинного рода.

Наиболее значительные строительные работы развернулись в Ружанах - родовом поместье Сапегов, где был перестроен дворец и созданы постройки в местечке. В этом строительстве слились идеи Просвещения и стремление воскресить былую славу Сапегов - возродить родовое поместье, основанное самым выдающимся представителем рода - канцлером Львом Сапегой.

Главным сооружением стала реконструкция дворца. Сапегами был создан обширный комплекс, организованный вокруг большого парадного двора и изолированный от построек местечка. В его композицию вошли переделанное старое здание дворца, два больших флигеля, включающие театр, манеж, библиотеку и картинную галерею, въездная арка с двумя пристройками к ней для караульни и канцелярии. Все это было объединено полукруглыми в плане колоннадами и монументальными оградами. Кроме того, к флигелям были пристроены два корпуса, где размещались кухня и конюшня.

Несмотря на, казалось бы, характерную для эпохи Просвещения сдержанность в трактовке архитектурного образа, постройка отличалась грандиозным, воистину королевским размахом. Здесь проявились присуще польскому образу жизни черты парадности и, бесспорно, заказчики строительства ориентировались на современные им королевские постройки.

Документов, свидельствующих о времени создания проекта и начале реконструкции дворца, пока обнаружить не удалось. Однако имеющиеся данные позволяют отнести время начала строительства к концу 1760-х гг.На строительство Сапегов большое влияние оказали предпринятые королем работы по переустройству в духе Просвещения Королевского замка в Варшаве, проектные предложения В. Луи и Я. Фонтани, с которыми дворец в Ружанах роднит близкая стилистике барочного классицизма архитектура, ориентированная на воссоздание "большого стиля" времен Людовика 14, использование восьмиколонных портиков со сдвоенными колоннами, аналогичных портикам восточного фасада Лувра.

Многое здесь и от комплекса в Нанси - от использования отдельных архитектурных мотивов до включения в комплекс дворца помещений общественного назначения. В ружанском дворце применен характерный для Нанси мотив триумфальной арки наподобие римской, соединенной с невысокими павильонами с рустованной поверхностью стен, мотив полукруглых колоннад, устроены помещения для театра, библиотеки и картинной галереи, совсем как во фланкируюших широкий бульвар корпусах французского ансамбля.

Рисунок 4. Проект перестройки дворца в Ружанах. Главный фасад, разрез главного корпуса и фасад театрального флигеля, фасад въездных ворот, корпусов канцелярии и кордегардии.

Создатели дворца в Ружанах обратились и к другим лучшим образцам европейской архитектуры, возведенным монархами европейских стран. Рассматрия композицию дворца, находят в нем близкие черты с Новым королевским дворцом в Сан-Суси в Потсдаме, построенным в 1755-1768 гг. И. Бюрингом и Г. Мантером. Здесь виден тот же мотив полукруглых колоннад, тот же грандиозный размах строительства и идентичную по характеру архитектуры и рисунку деталей триумфальную арку.