logo
Архитектура Древнего Рима

2. АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме было построено сооружение, которое по значимости и оригинальности архитектурного замысла можно поставить в один ряд с форумом и Колизеем, -- это Пантеон, расположенный на Марсовом поле.

Римляне, подчинив себе многие европейские народы, тем не менее, были уверены, что с чужими богами нужно считаться. С этой целью и задумали возвести Пантеон -- храм всех богов.

Андриан отдал должное Агриппе, создавшему Пантеон, поэтому велел высечь на архитраве здания надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, в третье консульство сделал».

Внутрь храма вела массивная бронзовая дверь, а порог был изготовлен из зеленого африканского мрамора. Стены Пантеона облицованы цветным мрамором. По внутреннему периметру устроены восемь полукруглых и прямоугольных ниш, в которых находились статуи божеств. Перекрытия и внутренняя часть купольного потолка были отделаны позолоченными бронзовыми пластинками. Пол внутреннего зала Пантеона выложен порфиром и другими ценными породами камня.

Римский Форум - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включала в себя комиции (место народных собраний), курию (место заседаний Сената). Форум служил местом общественной жизни и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» -- символом Лондона, Спасская башня Кремля -- символом Москвы, Пизанская башня -- символом Пизы, а Карлов мост -- символом Праги.

При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.

Среди других примеров использования образа: Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Причина кроется в созвучии фразы «Нерон сжигает Рим» (англ. Nero Burning Rome) и названия программы (англ. Nero Burning ROM). Песня рок-группы Ария «Колизей». Колизей в играх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV.

А вот фильмы про гладиаторов никогда не снимаются в Колизее -- он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) -- второй по величине в мире после Колизея и гораздо лучше сохранившийся.

Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум -- замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств.

Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки -- один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером.

Эта арка, поставленная около Коли-зея, превосходит другие не только своими размерами (21,5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений.

Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях.

Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях -- мостах и акведуках. Городские водопроводы -- акведуки -- занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями.

Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме, 144 г. до н.э. и др. Некоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98--106 гг. н.э.), акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др. Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину -- 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.

С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение -- тронный зал -- поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29,3 м, который возвышался над уровнем пола на 43--44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл.

Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с 1 веке до н.э. (вилла Адриана в Тибуре, первая пол. 11 века и др.).

Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций. Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема (театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.).