logo
Архитектура древних народов Центральной Америки

Основные архитектурные принципы

К рубежу нашей эры здесь образовались четыре направления в искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольтеков и сапотеков. Архитектура этих народов была близка по типу; такая близость обусловливалась прежде всего одинаковыми строительными принципами.

Строительная техника древних американцев основывалась на применении простейших конструкций - массива стены и стоечно-балочных систем. Клинчатые распорные арки и своды не применялись. Все перекрытия помещений осуществлялись с помощью балок и плит или посредством ложных сводов, имевших достаточно широкое распространение и получавших разнообразную форму. Часто употреблялся свод острого профиля со стрелой подъема, равной высоте поддерживающих стен. В стенки свода нередко заделывали деревянные затяжки. Имели место и плоские смешанные конструкции перекрытий из дерева и камня: по деревянным балкам укладывался слой щебня, пропитанного известковым раствором. Перемычки над проемами также делались плоскими - каменными или деревянными.

Древнеамериканским строителям не было известно понятие арки и свода; они перекрывали Здания или бревнами ? стропилами, или при помощи ложного свода. Последний способ обусловливал острый угол свода, большую его высоту и необычайную массивность стен, на которые этот свод опирался. Иногда для увеличения площади опоры помещение перегораживалось посредине продольной стеной, имевшей в центре дверь. В этом случае здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на срединную, а другим ? на внешнюю стену.

Кладка массивных стен велась из необработанного камня в сочетании с облицовочным слоем. Ядро стен, пирамид, платформ состояло из крупного щебня и земли, залитых с утрамбовкой известковым раствором. Облицовочный слой делался из камня или толстого слоя известковой штукатурки, окрашиваемой затем в белый (иногда красный) цвет. Применялся в строительстве и обожженный кирпич.

Широко распространенная орнаментика и скульптура в монументальном строительстве покрывали часто большие плоскости стен: изображения вырезались в камне, заделанном в массив кладки, или в толще стука. Иногда на оштукатуренную плоскость стены наносились фресковые росписи, а деревянные перемычки проемов часто украшались резьбой.

Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два тина сооружений. Первый из них представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ.

Второй тип сооружений представлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещений. Постройки этого рода обычно также находились на искусственно поднятых площадках, но высота их по сравнению с высотой пирамид ничтожной. Эти постройки (условно называемые «дворцами») являлись, по всей видимости, жилищами знати и жрецов.

Особняком от этих двух типов зданий возводились сооружения для культовой игры в мяч. Они представляли собой две наклонных массивных стены, идущих параллельно друг другу. Между ними помещалась площадка для игры. Зрители располагались на стенах (ширина последних предусматривала такую возможность).

На протяжении всей многовековой истории народов Центральной Америки описанные выше основные типы сооружений оставались ведущими; изменения в них сводились, в сущности, к изменениям пропорций между отдельными частями постройки или к различиям в орнаменте фасада.

Характерным образцом строений первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенный во второй половине 7 в. н.э. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм, расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатое небольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще два прямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, во втором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску бога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения находятся две человеческие фигуры.

На плоской крыше храма возвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двух сходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находилось изображение мифологического фантастического существа.

Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от него лишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.

Образцом сооружений второго типа может служить дворец в том же Паленке. Он представляет собой целую группу зданий, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Каждое здание продолговатой формы, со средней сплошной продольной стеной, делящей помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые ложными сводами. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов, образуют систему многоугольных столбов, покрытых, так же как и в храмах, рельефами из стука. Вся группа зданий расположена на громадной платформе. По краю ее находилась стена, прерывавшаяся для двух широких входных лестниц, ведших на большие дворы.

В одном из малых дворов находилась трехэтажная прямоугольная в плане башня ? одно из малочисленных действительно многоэтажных зданий в древней Центральной Америке. Обычно впечатление многоэтажное достигалось путем постройки нескольких одноэтажных зданий, расположенных на склоне естественного или искусственного холма, одно над другим. Так, например, выстроен пятиэтажный дворец в древнейшем городе майя Тикале.