logo
Архитектура и градостроительство Средневекового Китая

2.1 Средневековая архитектура

Средневековье - пора огромного духовного подъема Китая, время строительства больших городов, мостов, каналов, монументалов садово-парковых, дворцовых и храмовых ансамблей.

Архитектура Китая средних веков является весьма богатой и разнообразной, привлекает широтой распространенных построений. Они стали как бы различными формами выражения единых представлений о мире. Подобно китайскому художнику-пейзажисту, стремящемуся к воссозданию образа мира в его необъятности, китайский зодчий воспринимал дворцы и храмы как часть необозримого природного ансамбля.

Новое объединение Китая завершилось созданием крупного государства Сун (960-1279), культурные достижения которого оставили в истории блестящий след. Духовная жизнь Китая пережила высокий взлет. Подъем испытывали разнообразные области творчества - архитектура и живопись, скульптура и прикладное искусство, поэзия и проза. Расцвет культуры во многом был связан с развитием городов. Расширившие свои пределы китайские города, порой с многомиллионным населением, стали не только центрами торговли и ремесленного производства, но и центрами научной, художественной жизни.

Хотя города в 10-12 веках были не менее значительными культурными центрами, чем танские, сама страна занимала меньшую территорию. Завоевания киданей и тангутов, а затем чжурчжэней отсекли сначала ее северные области, а в 13 веке монголы подчинили и все остальное государство. В связи с перемещением столицы и бегством двора в 1127 году из Кайфына в Ханчжоу Сунский период как бы распался на два тоже весьма несхожих между собой этапа - Северосунский (960-1127) и Южносунский (1127-1279). Для сунского времени, когда людям пришлось испытать ужасы войны, бедствия и унижения, характерным было иное, более драматическое, ощущение жизни: интерес ко всему местному, пристальное внимание к своей природе, своей древности, своим легендам.

Стремление к легкости и изяществу архитектурных форм особенно усилилось в южносунской архитектуре. Именно в это время зодчество все более стало тяготеть к пейзажности, мыслиться как часть природных форм. Утрачивая монументальную мощь, оно приобрело более изысканный, интимный характер. В южных городах - Линьань (современный Ханчжоу), куда переселилась столица после завоевания севера, а также Сучжоу возникли комплексы небольших приусадебных декоративных садов, воспроизводивших мир естественной природы с ее деревьями, мхами, водоемами, заброшенными беседками, но только построенный по законам пейзажной картины.

Высокого подъема в период Тан достигла скульптура. Скульптуры будийских святых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность (скульптура Будды Вайрочаны в Лунмыне, 672-676). На стенах храмов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но тесно связанных с реалистическим восприятием мира. Особой пластичностью отличаются скульптуры Дуньхуана, вылепленные из лёссовой глины. Здесь можно видеть и страшных духов - охранителей входов, свирепо то.пчущих злых демонов, и ярко раскрашенные, полные земной красоты фигуры круглолицых юношей-бодисатв или светских дарителей храма в роскошных одеждах, с цветами в руках. Погребения императоров, как и монастыри, украшались рельефами, представляющими не только буддийские божества, но и реальную жизнь при дворе. Сохранилось, например, шесть каменных плит с изображениями лошадей императора Тай-цзуна. Они выполнены с таким пластическим совершенством, что в породистых мордах ощущается трепет живых мускулов, а в стремительном беге - напряжение и грация. Глиняные фигуры людей и животных, которые по-прежнему укладывались в погребения, в отличие от наивной грубоватости древней скульптуры, становятся совершенными по свободе движений, красоте форм. Фигуры вздыбленных горячих коней, красиво изогнувшихся в танце юных актрис, жонглеров и музыкантов, смиренно молящихся чиновников переданы правдиво.

Скульптура 10-13 вв. отличается от полнокровной красоты образов танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применяются лак, сандаловое дерево, металл и т. п. Лаковая скульптура создавалась путем многократного нанесения сока лакового дерева на тонкую основу из ткани, натянутую на глиняную модель. По высыхании лака основа снималась и раскрашивалась.

Со времени 4--5 веков в области развития скульптуры происходят большие изменения. В буддийских монастырях Лунмынь в провинции Хэнань, Майцзи-шань, Цяньфодун в Ганьсу и других памятники танского времени представлены значительно полнее. Искусство скульптуры становится более зрелым. Наблюдается довольно полное знание анатомии человеческого тела, более свободное изображение фигуры, нередко передаваемой в движении. При соблюдении иконографических традиций, связывающих скульпторов, в облик божества вкладываются жизненные черты, передаются мягкость и объемность тела, округлые лица полны глубокого внутреннего спокойствия. В них отсутствует мистическое выражение, свойственное произведениям вэйской пластики. В скульптурах воинов -- охранителей будды усилена лепкой выпуклость мышц. Отныне идея сверхчеловеческого, божественного оформляется не в мистической отвлеченности выражения лиц святых, а путем показа физической силы или совершенной красоты тела. Значительно свободнее становится трактовка ткани, сквозь которую ощущаются формы тела. Одним из наиболее выразительных произведений этого круга является колоссальная скульптура Будды Вайрочана (676) в Лун-мыне. Несмотря на большие размеры, в ее исполнении наблюдается много мягкости и человечности.

Замечательным произведением надгробной скульптуры, достигшей при танской династии наивысших достижений, являются шесть каменных рельефов из гробницы императора Тай-цзуна (657) с изображением его боевых коней. Скульптор выполнил их с большой силой выразительности и подлинным реализмом.

Ярко выражены реалистические черты в погребальных глиняных скульптурах людей и животных, покрываемых яркой росписью или поливой.

Скульптура периода Сун продолжала развивать танские традиции, но она не могла уже с прежней полнотой выразить усложнившиеся проблемы своего времени. Вместе с постепенной утратой буддизмом ведущих позиций в государстве сократилось и создание храмовых скульптур. Утонченная грация проникает в пластические образы буддийских божеств, пропорции фигур вытягиваются. Новым декоративным задачам отвечали и новые материалы - металл, фарфор, сандаловое дерево и лак, плотной и блестящей цветной многослойной пленкой покрывающий легкую основу. Скульптура Сунского времени постепенно уступила место живописи, ставшей важнейшим видом искусства этой поры.