3. Строительство второй очереди моста через Амур
МПС России, начиная с 1999 года, приступил к работам по демонтажу железнодорожных пролетных строений и завершению реконструкции опор совмещенного моста. Эти работы входят в титул второй очереди реконструкции мостового перехода. Однако открытие титула так и не состоялось, так как договоренность между дольщиками о размерах долевого участия в финансирования так и не была достигнута.
За годы, прошедшие с начала реконструкции, на объекте были выполнены значительные объёмы работ (смонтировано более 18 тысяч тонн металлоконструкций пролётных строений, осуществлена разборка 6,5 тысяч кубических метров кладки опор, уложено 9,0 кубических метров массивной гранитной облицовки, заинъекцировано 85,0 тысяч кубических метров кладки опор и т.п.).
Наиболее важной настоящее время является проблема, связанная с продолжением работ, а вернее сказать, с началом 2-й очереди строительства. Перерыв между окончанием работ 1-й очереди с началом демонтажа существующих пролетных строений и разворотом работ 2-й очереди строительства не только приведет к удорожанию работ и удлинению сроков строительства, но и значительно снизит эффективность капитальных вложений в 1-ю очередь строительства. Гармоничность проектного решения заключается в том, что высокие капиталовложения первой очереди строительства становятся эффективными только по завершении реконструкции объекта на полное развитие.
Завершение реконструкции объекта на полное развитие неизбежно с точки зрения необходимости создания полноценного 2-х путного участка Транссибирской железнодорожной магистрали на данном участке и обеспечения безопасного движения автотранспорта на участке дороги федерального значения, проходящей через мост.
Обследование строящегося объекта в рамках программы испытания сооружения перед вводом в эксплуатацию, проводимое в настоящее время, показывает, что все работы выполнены с особой тщательностью и вполне соответствуют тому выдающемуся значению, которое имеет крупнейшее в России транспортное сооружение.
Строительство второй очереди железнодорожного моста через Амур, планируется завершить к концу 2007 года.
Часть поездов пропускает 7-километровый одноколейный подводный тоннель под Амуром, но за 60 лет эксплуатации он изрядно износился, и его требуется отремонтировать уже в ближайшие годы. А стоимость ремонта тоннеля в несколько раз выше стоимости строительства второй очереди моста, при этом закрывать на ремонт тоннель под Амуром нельзя без строительства второй колеи над рекой. Однако вторая очередь моста состоит не только из нижней - железнодорожной части, но и из верхней - автомобильной.
По оценке специалистов автомобилисты еще 15 лет вполне обойдутся имеющимся автомостом. Поэтому вторая очередь пока будет состоять лишь из железнодорожной колеи.