logo search
ЛЕКЦИИ ЕЖОВА

Смольный монастырь, Зимний и Царскосельский дворцы Растрелли явились ярким и совершенным отображением в архитектуре существовавших черт русской художественной культуры середины XVIII века.

В монументальных произведениях этого гениального зодчего выразились эстетические идеалы времени. Он широко использовал художественные средства архитектуры барокко и широко вводил, преимущественно в отделку интерьера, декоративные мотивы рококо. Глубоко освоивший национальные основы русского зодчества Растрелли творчески развивал их в своих произведениях. Это сказалось в колористическом богатстве и исключительной декоративности сооружений зодчего, в скульптурном характере их пластичной обработке и, в то же время, в четкости и ясности объемных построений зданий, в сравнительной простоте и прямолинейности планов.

Выдающимся архитектором того времени был Д.Б.Ухтомский (1719 – 1775).

Первым крупным произведением Ухтомского, в котором ярко проявляется его художественная индивидуальность и сказались типичные черты архитектуры эпохи, была пятиярусная колокольня Троице-Сергиевой Лавры.

Первоначально проект вел Шумахер, до 1747 года Мичучин. Ухтомский в 1753 году предложил новый проект завершения, увеличил на два яруса и закончил главой в виде короны. Необычная стройность, воздушность, праздность противостоит мощному рустованному четверику основания; легкий ордерный каркас колокольни, максимально облегчив ее массив

золоченных статуй – «Разум», «Любовь к отечеству» - олицетворяли идеи гражданственности. Они обогащали и дополняли архитектурный замысел композиции. Своей красочностью и декоративным убранством, пластичной разработкой всей ордерной структуры, так обличенностью открытых ярусов высотного сооружения Ухтомского, пронизано и воздухом, целиком относится к стилю русской архитектуры середины XVIII в.