Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
Сильное византийское влияние, заметное в романской живописи Англии, объясняется тесными политическими связями между Англией и восточным Средиземноморьем. До наших дней дошло мало образцов фресковой живописи.
В часовне св. Ансельма в Кентерберийском соборе изображен Павел, бросающий змею в огонь. Это фреска третьей четверти 12 в. Изображение заключено в квадратную рамку из красной и желтой линии. Снизу и сверху изображен орнамент, а силуэт самого Павла, в голубовато-белом одеянии поверх которого накинут сиренево-красный плащ, изображен на синем фоне. Павел имеет нимб. Павел наклонился, чтобы бросить змею в огонь, который изображен в виде небольшого костерка в правом нижнем углу фрески.
Билет 24.
Книжная иллюстрация второй половины 11-12 вв. Германия: Библия из Поммерсфельдена, “Человек как микрокосм” сборника из Прюфенинга, “Scivas” Хильдегарды Бингенской, “Hortus Deliciarum”. Англия: Псалтирь Сент Олбанс, Библия дворца Ламбет, Винчестерская Псалтирь, Винчестерская Библия, иллюстрированный Теренций. Прочие: библия Пантеона, Библия Флорефф.
Германия.
“Человек как микрокосм” сборника из Прюфенинга.
Спекулятивное толкование мира как события, связанного с учением о спасении, и попытка представить его в виде аллегорий или схем, претерпели серьезные изменения в сочинении Исидора Севильского “Этимологии”. Составленный около 600 г. или несколько позже по просьбе одного из друзей Исидора, епископа Браулио Сарагосского, этот важнейший справочник Средневековья содержал сокровищницу знаний, собранных воедино и упорядоченных. Испанскому ученому Исидору работа над книгой в оживленном культурном окружении мавров вдобавок дала возможность получить доступ к знаниям классической древности. Браулио отредактировал труд и выпустил его в 20 томах.
Этот обширнейший труд был переписан и иллюстрирован монахами в скриптории Прюфенинга между 1160 и 1165 гг. От первоначальных 20 томов дошли только первые 9. В другом “Манускрипте Исидора” (ок. 1180) имеется набросок, изображающий испанского ученого-энциклопедиста, держащего в поднятой руке сферическую модель. Внутри кружка наверху модели изображен маленький крест, символизирующий Землю, остальной же мир вращается вокруг нее. Согласно средневековым представлениям планеты, в том числе Луна и Солнце, вращались вокруг Земли. Божественная космология с неподвижным небосводом и движением планет нашла выражение в простых формах круга и сферы. Человек ощущал себя частью системы, поскольку мог наблюдать небесные движения. Он рассматривал себя неотъемлемой частью этой системы, замысла сотворения мира, а значит, и Божьим созданием.
Мысль о соответствиях, существующих между человеком и вселенной, восходит еще к учению Пифагора. Именно благодаря Исидору Севильскому эта идея обрела известность в классическое Средневековье. Взаимодействие мироздания и человека – макрокосма и микрокосма – иллюстрирует система в виде так называемого “человека-макрокосма”. Модель основана на следующей идее: человек, несущие творение Божье внутри себя, может рассматриваться как отражение целого мира. Вырастая из древа жизни, он получает физическое обличье от Бога, или можно сказать, что он получает стихийное существование посредством рук, плеч и ног от 4 стихий – огня, воздуха, воды и земли. А они соответствуют 4 человеческим темпераментам. Его голову окружает небесная сфера, в которой вращаются планеты, соответствующие его органам чувств: Луна и Солнце рождаются от глаз, Юпитер и Меркурий от ушей, Марс и Венера от носа, а Сатурн от рта. Возводить человеческие чувства к свойствам этих планет вряд ли правильно, хотя и возможно, поскольку 7 планет символизируют 7 возрастов человека. Они связаны с 4 стихиями, а также с 12 знаками Зодиака.
“Scivias” Хильдегарды Бингенской.
Хильдегарда Бингенская (1098, Бермерсхайм —17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном) — немецкая монахиня, настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине, почитается как святая, хотя формально не была канонизирована.
Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших её труд «Sci vias lucis» (Познай пути света, то есть Господа), обычно известный как «Scivias», визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация «Scivias» получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III.
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Миниатюра из рукописи Liber Scivias, которая хранится в монастыре Рупертсберг.
На желтом фоне, в архитектурном обрамлении, которое должно изображать церковь, сидит Хильдегарда в темном одеянии. Справа выглядывает писец.
“Hortus Deliciarum” (“Сад утех”).
- Италия.
- Сант Анджело ин Формис.
- Сан Клементе в Риме.
- Германия.
- Церковь в Ламбахе.
- Франция.
- Берзе-ла-Виль.
- Испания.
- Сан Клементе де Тахуль.
- Санта Мария в Тауле.
- Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне.
- Англия.
- Фреска св. Павла в соборе в Кентербери.
- Англия.
- Большая винчестерская Библия.
- 1140 Г. – по указу аббата Сугерия началось обновление хора церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени. Заложила основу готики. Сугерий – настоятель Сен-Дени.
- Собор в Сансе.
- Собор Нотр-Дам в Нуайоне.
- Собор Нотр-Дам в Лане.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- Церковь аббатства Сен-Реми в Реймсе.
- Нотр-Дам в Реймсе.
- Собор Нотр-Дам в Шартре.
- Собор Нотр-Дам в Амьене.
- Собор Сент-Этьен в Бурже.
- Собор Сен-Пьер в Бове.
- Нотр-Дам в Париже (Нотр-Да-де-Пари).
- 13 В. Во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX “Святом” (1226-1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино его предшественниками Французское государство.
- Скульптура.
- Витраж.
- Сент-Шапель в Париже.
- Собор Клермон-Феррана.
- Сент Урбен в Труа.
- Собор в Леоне.
- Церковь Санкт-Гереон в Кельне.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Собор в Йорке.
- Лимбург на Лане.
- Магдебург.
- Либфрауэнкирхе (церковь Богоматери) в Трире.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Кельне.
- Санта Мария Новелла во Флоренции.
- Санта-Кроче во Флоренции.
- Собор в Сиене.
- Собор во Флоренции.
- Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
- Собор в Милане.
- Церковь Сан-Петронио в Больньи.
- Собор в Солсбери.
- Хор собора в Кентербери.
- Собор в Линкольне.
- Капелла святой Троицы в Солсбери.
- Собор в Уэлсе.
- Собор в Вестминстере.
- Собор в Йорке.
- Собор в Эксетере.
- Зал капитула в Уэльсе.
- Собор в Или.
- Хор собора в Глостере.
- Неф собора в Кентербери.
- Собор Винчестера.
- Часовня Королевского колледжа в Кембридже.
- Капелла Генрих VII в Вестминстере.
- Нотр-Дам в Санлисе.
- Церковь якобинцев (доминиканцев) в Тулузе.
- 1215 Г. – в Тулузе основан доминиканский орден – борьба с ересями. Якобинцы – в честь первого собрания, состоявшегося в Париже близ церкви Св. Иакова.
- Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент-Сесиль в Альби (1287 – ок. 1400 гг.).
- Дворец правосудия в Руане.
- Церковь св. Марии в Любеке.
- Собор Св. Вита в Праге.
- Церковь Святого Креста в Швабском Гмюнде.
- Церковь Санкт-Мартин в Ландсхуте.
- Церковь Санкт-Анна в Аннаберге (1499-1525 гг.).
- Церковь Богоматери в Ингольштадте.
- Зал Владислава в Пражском Граде (1493-1515 гг.).
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Бамберг.
- Страсбург.
- Церковь аббатства Сен-Дени.
- Санлис.
- Лан и Санс.
- Нотр-Дам де Пари.
- Порталы трансепта в Шартре и переход к классической готике: портал “Торжество Богоматери”.
- Нотр-Дам.
- Часовня Сен Шапель.
- Бамберг.
- Магдебург.
- Собор св. Петра и Павла Наумбург.
- Страсбург.
- Никколо Пизано (ок. 1250-1280 гг.).
- Джованни Пизано (ок. 1248 – после 1314 гг.).
- Арнольфо ди Камбио (ок. 1254-1302/1310 гг.).
- Лоренцо Майтани (ок. 1270-1330 гг.).
- Андреа Пизано (ок. 1290/95-1348 гг.).
- Порталы трансепта собора в Руане.
- Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
- Портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера.
- Сугериевские витражи в Сен-Дени.
- Буржский собор.
- Собор в Шартре.
- Часовня Сен-Шапель, Париж.
- Собор в Наумбурге.
- Собор в Страсбурге.
- Собор в Йорке.
- Собор Сент-Уэн в Руане.
- Собор Сент Урбен в Труа.
- Собор в Эвре.
- Псалтирь Св. Людовика.
- Псалтирь Windmail, 1280 г.
- Трактат о соколиной охоте Фридриха II (3-я четверть 13 в.).
- Испания и Португалия.
- Мозаики Монреаля.
- Мозаики Палатинской капеллы в Палермо.
- Мозаики Сан Марко в Венеции.
- Купол сотворения мира.
- Интерьер собора.
- Баптистерий.
- Капелла святого Исидора.
- Крест (Распятие) Джунто Пизано.
- Фрески Пармского баптистерия.
- Коппо ди Марковальдо.
- Чимабуэ.
- Пьетро Каваллини.
- Санта-Мария-ин-Трастевере.
- Санта-Чечилия-ин-Трастевере.
- Роскошнейший часослов Герцога Беррийского.
- Часослов Роганова (1430-1435 гг.).
- Псалтирь Роберта Лисла (около 1330 г.).