logo search
ЛЕКЦИИ ЕЖОВА

Русская система мер

В деревянном зодчестве была выработана система простых отношений, мер, связанных со средним размером человеческого тела. В последующем – в каменном зодчестве.

Разметка проводилась прямо по земле с помощью мерного шнура путем укладывания (окладов). Венец сруба – оклад. Главным элементом постройки была кисть, которая требовала проверки вертикальных углов, поэтому основа древне русских пропорционирования это отношения стороны квадрата к его диагонали.

Диагональ, становилась стороной квадрата, удваивала S. Другие меры длины так же мерились человеческими пропорциями. Малая пядь 19 см, нога 27 см, локоть – 38 см, стопа шага – 74 см. таковые размеры становились модулем для вертикальных пропорций. Такая связь позволяла заранее рассчитать сколько требуется бревен. Часто в порядных, котроые закладывались между мастером и миром, говорилось «а строить высотою как мера и красота скажет». Художествегная интуиция ценилась высоко.

Окна: красные и волоковые

Полы: Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей.

Изба:

ничное сочетание разнообразных архитектурных объемов, тесно связано с рельефом местности и окружающим пейзажем. Большой Кремлевский дворец, бывший до того деревянным, был заново выстроен в камне в 1487-1508 гг. От него сохранился до нашего времени приемный зал – Грановитая палата (арх. Марко Руфо, Пьетро Солари) 1487-91 гг. Грановитая палата представляет собой большое, квадратное в плане помещение со столбом посередине, на который опираются 4 крестовых свода. Для своего времени это был самый большой зал на Руси (S=460м). Толщина стен – более 1,5 м. Свое название Грановитая палата получила от примененного Граненого руста в облицовке фасада.

Барокко – от итал. причудливый. Появился в архитектуре 17 в. в Италии и затем распространился по всей Европе.

Тяготеет к грандиозным размерам, подчеркнутой динамике форм. Оно стремится поразить великолепием; диспропорция, перенасыщенность; в плане – вытянутый параллелепипед, овал, различные криволинейные очертания. Использует ордерную систему, эллипс, сочетание его с прямоугольником, трапецией и т.д. Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасада, где интенсивно окрашенные стены (синие, красные, желтые, зеленые) служат декоративным фоном.

Павильон Эрмитаж в Царском селе – наиболее крупный и значительный в художественном отношении из парковых павильонов в середине 18 в. (1743-1754 гг.), архитекторы А.В. Квачасов, С.И. Чевалкинский, В.В. Растрелли. Состоит из центрального павильона и 4-х рабочих кабинетов, соединенных с ним одноэтажными переходами. Двухэтажный центральный павильон, имеющий в плане форму квадрата со срезанными углами, перекрыт восьмигранным куполом сложной формы. Рабочие кабинеты располагаются по диагонали центрального павильона. Соединенные галереи были надстроены Растрелли, что уничтожило членение здания на самостоятельные объемы. Большую роль в архитектурном облике играла декоративная скульптура. В интерьере - ощущение уютного уединения в небольших помещениях, окруженных зеленью парка и предназначенных для интимных празднеств и приемов.

Меньшикова башня Гавриила (1701-1704~ 07 гг.). Архитектор Зарудный И.П. Традиционный тип церкви «под колоколы». Состоит из двух основных частей прямоугольника, крещатого, где располаются трапезная и помещение церкви, и 3х ярусные башни – четверика с двумя восьмериками. Четверик перекрывается 8-гранным сомкнутым сводом, образующим верхнюю часть высокого (26м) внутреннего пространства церкви; оба восьмерика составляют колокольню. Конструктивная схема сооружения проста и логична. Шпиль заканчивается позолоченной фигурой летящего ангела. Внутренний периметр церкви опоясывает узкая круговая галерея с выходами на небольшие балконы и в помещение над трапезной. Массивные угловые пилоны подбашенной части (2х2) служат опорами 4х мощных подпружных арок, которые составляют основу несущей конструкции башни и поддерживают стены четверика.

Церковь Знамения в усадьбе Голицина в Дубровицах (1690-1704 гг.). Переходная эпоха. Центричный план целиком из белого камня и отличается исключительно роскошью декоративного убранства, достиг. ювелирного мастерства. Сказывается увлечение западно-европейскими новшествами. Обильно украшена несвойственной русскому культовому зодчеству скульптурой и латинскими надписями. Увенчана декоративной золоченой короной из кованого железа. Здание уподоблено скульптуре.

Архитекторы Петербурга (многих домов): Баженов, Казаков, Старов, Кварнене, Львов, Соколов и др.

1703 г. – основание Петербурга – заложение Петропавловской крепости. Завоевание земель у шведов. Первый дом Петра. Слободы располагались свободно, только крепости имели регулярную форму. Цель: возможность основать портовый город и строить флот. 5 ноября 1704 г. – заложено Адмиралтейство на левом берегу Невы. В центре П-башня с бастионами с расчетом, что Мойка и Фонтанка – естественные преграды. Левый берег – индустриальная застройка (Пушечно-литейный завод). 1713 г. – прямоугольная сетка улиц. Перенос основной царской резиденции – Летний сад. Массовое жилое строительство регулировалось государством. Были разработаны «образцовые проекты жилых домов, которые должны были устраиваться на прямых и правильно распланированных улицах.

Геометрическая планировка правильная жилого участка и дома, хорошая освещенность помещений, расположение дома главным фасадом на улицу.

Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое своими масштабами и архитектурной обработкой значительно отличалось от образцовых домов, был дворец Меньшикова (1710-1716 гг.). Не имел замкнутого характера. Главный фасад включен в общий ансамбль набережной. Противоположный - в регулярный сад. Подчеркнута осевая композиция, богато разработанный спуск к реке. Новый облик парадного городского дворца. Архитекторы М. Фонтан и Г. Шедель.

Здание состоит из центрального 2х-этажного корпуса и купольных павильонов по сторонам, связанных с главным зданием дугообразными галереями.

Петропавловский собор

Иконостас Петропавловского собора

План Петропавловской крепости

Петропавловский Собор (1712-1733 гг.). Архитекторы: Трезини при участии Устинова. 3х-нефный базиликальный план с куполом. Прямоугольная в плане, высокая, многоярусная колокольня как бы вырастает из основного массива со стороны западного фасада. Две крупные валюты создают переход от нижней части собора к 3х-ярусной колокольне. Куполообразная кровля колокольни завершается грандиозным золоченым шпилем, вознесенным над городом как символ утверждения новой столицы Российской империи над берегом Невы. Графичность преобладает над пластикой. Единая обобщенная линия стремительного силуэта. Ансамбль Петропавлоской крепости дополнен в 1717-1718 гг. каменными крепостными воротами, заменившими собой деревянные массивные, поставленные Трезини, заверш. аттиком и полукруглым фронтоном с валютами по сторонам. Ворота украшены скульптурными фигурами.

Мощная вертикаль колокольни, объединяющая городские части, разбросанные вдоль берегов Невы. Ясные очертания мощного могучего шпиля были главным архитектурным ориентиром на дальних подходах к Петербургу.

С возникновением новой морской столицы в то же время начали возникать пригородные резиденции Петра. Это были регулярные дворцово-парковые ансамбли с симметричной геометрически правильной планировкой, со зданием дворца, расположенным по его главной продольной оси, с новой системой построения наружной и внутренней архитектуры сооружений. Первой загородной резиденцией Петра был Петергоф.