logo search
ЛЕКЦИИ ЕЖОВА

Петродворец

Я вляясь композиционным центром ансамбля, двухэтажное здание дворца с залом для приемов в парадном втором этаже, объединяло спускающийся к морю Нижний парк с Верхним садом, распланированным на возвышенности (46 м). Расстилается со стороны главного подъезда партер регулярного Верхнего сада, сменяющийся с противоположной стороны здания живописной картиной каскадов и фонтанов и открывающийся морским пейзажем. В стороне от главной аллеи стоял личный дворец Петра «Монплезир» (Мое удовольствие). Архитектура этого одноэтажного «Малого дворца» со скромно обработанной рустовкой кирпичными стенами вносила в парадный дворец оттенок деловитости и бюргерского уюта. Петр собственноручно делал первые наброски расположения планировки ансамбля.

Одним из поздних загородных домов Петра был дворец в Стрельне.

Богатая пластика креповок, живописная (архитектор Микетти – группировка 3х четвертных колонн, а достраивал Усов. Лировка карнизов и наличников). Филадное расположение залов, получавшее затем развитие в дворцовых композициях Растрелли. Дворец запроектировал архитектор Н. Микетти (1720), достраивался Усовым, который продолжил работы по отделке дворца и украшению сада. Единственный в своем

Монплезир роде «водный» сад в Стрельне был разбит по замыслу Петра. По главным аллеям сада проложены соединенные с морем каналы.

Дворец в Стрельне

Петр стремился придать соответствующий образ новой столице. Он издавал указ о строении каменных построек по берегам Невы и её притоков, причем главное внимание обращал на застройку стрелки Васильевского острова. На левом берегу еще в 1711 г. была проложена «Невская перспектива», ориентированная на башню Адмиралтейства. В дальнейшем и остальные улицы ориентировались на Адмиралтейство. Это улицы и кольцевые дуги рек Мойки и Фонтанки послужили основой радиально-кольцевой планировки Морской слободы. Близ стрелки Васильевского острова было выстроено одно из первых в России монументальных зданий для научных целей – музей, библиотека и обсерватория, так называется Кунсткамера. 1718 – 1734 гг.

Кунсткамера 1718 – 1734

Башня – центральная часть здания, к которой примыкают 2-3х этажные удлиненные прямоугольники корпуса. Основной восьмигранный массив башни несет верхние цилиндрические ярусы, завершенные легким купольным перекрытием. Низ башни – рустованные лопатки. В нижних этажах башни находится анатомический музей, в верхних – обсерватория. Боковые корпуса – библиотека и выставочные залы. Научные кабинеты по краям корпусов. Сравнительно простая обработка крыльев здания противопоставляется сложной архитектуре и декоративной композиции башни. Архитекторы: Моттарнови, Гербель, закончена Земцовым.

Строительство Петербурга 20-х и 30-х годов XVIII века в значительной степени было связано с именами Земцова, Коробова и Еропкина – русских зодчих, выдвинувших в петровское время и проложивших новые пути в русской архитектуре.

Еропкин (1690 – 1740) разработал планировку Адмиралтейской части. Он упорядочил систему застройки Морской слободы и создал трехлучевую композицию планировки Адмиралтейской части, подчеркнув значение крайнего луча – Невского проспекта.

Коробов И.В. (1700 – 1747) выполнил проекты «казенных зданий» и следующие работы: церковь в Кранштадте, башня Адмиралтейства.

Растрелли В.В. (1700 – 1771) приехал шестнадцатилетним юношей с отцом.

Дворец Строганова (1752 – 1754 гг.)

Является одним из лучших городских дворцов середины XVIII века. Дворец располагается на трапецивидном участке, образуя в плане замкнутый блок с внутренним парадным двором. В наружной обработке фасадов зодчий выявил размещение внутренних помещений. Нижний этаж – служебный – имеет вид цокольной части – рустованной (пьедестал), с небольшими окнами. Верхние этажи отделены по фасаду от нижнего тягой, где находились парадные и жилые комнаты, объединенные большим ордером. На втором этаже верхние залы и парадные помещения отмечены большими окнами с богатой лепниной. Верхний жилой этаж обработан проще и уподоблен бельэтажу.

Лучшими работами Растрелли были