logo search
Gradostroitelstvo_1_i_2_glava

4.2. Общественно - деловая застройка

В городах общественно - деловая застройка включает в себя объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования, административные, научно - исследовательские учреждения, культовые здания, центры деловой, финансовой и общественной активности.

В настоящее время согласно СНИП 2.07.01-89 учреждения и предприятия обслуживания по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:

- учреждения образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, средние специальные, профессионально - технические и высшие учебные заведения, специализированные учебные заведения);

- учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно - оздоровительные сооружения (поликлиники, диспансеры, аптеки, стационары, станции скорой помощи, дома - интернаты, бассейны, спортивные площадки и залы);

- учреждения культуры и искусства (клубы, библиотеки, кинотеатры, театры, цирки, спортивно - зрелищные залы);

- предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазины, рыночные комплексы, предприятия общественного питания, прачечные, химчистки, бани);

- организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно - финансовые учреждения и предприятия связи (отделения связи; организации и учреждения управления; проектные организации и конструкторские бюро; юридические консультации; нотариальные конторы, отделения банков);

- учреждения жилищно - коммунального хозяйства (жилищно - эксплуатационные организации; пункты приема вторичного сырья; гостиничные комплексы; бюро похоронного обслуживания; кладбища).

Деление объектов по функциональному назначению связано с характером реализуемых потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных), а также с различным подходом к их нормированию и размещению в плане города.

Нормирование объектов общественно - деловой застройки, как правило, производится по их вместимости на 1000 чел. Вместимость может измеряться в натуральных показателях (места, койки и другие), в показателях площади помещения (например, квадратный метр торговой площади). По некоторым объектам нормативная емкость может задаваться количеством объектов на определенное планировочное образование или определенную численность населения (например, жилищно - эксплуатационная организация на микрорайон с населением до 20 тыс. чел., 1 судья на 30 тыс. чел.). Нормативные вместимости по ряду объектов обслуживания дифференцированы по планировочным элементам: микрорайон, жилой район, планировочный район.

Следует учитывать, что установленные в СНИП 2.07.01-89 нормативы носят рекомендательный характер, и их следует уточнять в конкретных условиях с учетом величины города, природных условий, особенностей социально - демографической структуры населения и других факторов.

Нормирование культурно - бытовых объектов, определенное СНИП, сложилось в результате социальной установки на равное распределение общественных благ в советский период. Однако практика последних лет показывает, что система объектов обслуживания в городе не может быть равномерной. В современных условиях, при значительной дифференциации доходов населения и активном развитии потребностей населения в услугах различного вида, необходимо систематическое и постоянное совершенствование организации и планирования размещения объектов обслуживания, культурно - бытовой и деловой застройки.

На размещение объектов обслуживания значительное влияние оказывает заинтересованность предпринимателей, ведущих тот или иной бизнес. Однако размещение сети объектов обслуживания только из - за их заинтересованности может деформировать структуру сети обслуживания населения, исходя из сиюминутной выгоды. Поэтому целесообразно сохранение системы ориентировочных нормативных показателей сферы обслуживания по основным объектам образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения как минимально допустимой нормы обслуживания населения.

Объекты обслуживания размещают на территории города, учитывая частоту посещения населением: чем чаще возникает потребность в этих учреждениях, тем ближе к потребителю их располагают. Поэтому структура культурно - бытового обслуживания в городах обычно строится по ступенчатой схеме:

В соответствии со ступенчатой схемой объекты повседневного обслуживания рекомендуется располагать в микрорайоне в пределах пешеходной доступности; объекты периодического обслуживания - в центрах жилых районов; объекты общегородского значения - в городских центрах. Некоторые виды обслуживания размещаются на всех ступенях, другие только на одной - двух. Для учреждений, размещаемых на различных ступенях, разница заключается в наборе и характере оказываемых услуг.

Как правило, в городах формируется система общественных центров: общегородские и специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и т. д.). Число, состав и размещение общественных центров зависят от величины города и отдельных планировочных образований; народнохозяйственного профиля города; климатических условий; значения города в системе расселения.

Ступенчатая схема обслуживания не должна быть излишне жесткой. Следует помнить, что ступенчатость обслуживания - это принцип, смысл которого в обеспечении наилучшего обслуживания населения.

Размещение объектов обслуживания на территории города оп­ределяется, прежде всего, выбором объектов различными группами населения (массово - стандартный или избирательный уровень); связью с транспортной системой города и путями движения населения (равномерно рассредоточенные по территории, размещенные вблизи транспортных узлов и в обособленных зонах); частотой повторяемости объектов одного профиля; степенью концентрации объектов.

В настоящее время резко увеличилась потребность в дополнительных предприятиях торговли, службы быта, общественного питания, офисах, помещениях для занятий спортом и другие. При формировании системы объектов обслуживания населения необходимо учитывать конкретную градостроительную ситуацию по районам города, в частности, пассажирооборот транспортных узлов, размещение мест приложения труда, состав населения, пользующегося данными услугами.

Переход к рыночной экономике обусловил ряд изменений в сфере обслуживания.

Во-первых, наблюдается большая степень дифференциации уч­реждений обслуживания, связанных с потребностями различных групп населения и их материальными возможностями.

Во - вторых, увеличение разнообразия предоставляемых услуг, расширение видов и объектов обслуживания (биржи, Интернет - кафе, казино и другие).

В - третьих, сочетание различных функций в одном объекте (финансово - деловые центры, бизнес - центры, торгово - гостиничные комплексы и другое).

В - четвертых, изменение в типологии зданий (например, от появления временных объектов торговли в начале 90 - х. гг. до строительства капитальных зданий торговли в конце 90 - х. гг.). Все чаще жилые квартиры на первых этажах переводятся в нежилой фонд и используются под офисы, агентства различного назначения, кафе и небольшие магазины, юридические и нотариальные конторы, мелкие мастерские и другие объекты обслуживания. В крупных и крупнейших городах появляются огромные торговые комплексы, где можно делать не только покупки, но и проводить время в кинозалах, кафе, ресторанах и оздоровительных центрах.

При решении вопросов территориального развития города и размещения объектов общественно - деловой застройки следует учитывать, что рыночная экономика не всегда способна создавать социально значимые для города объекты. Роль градостроительного регулирования заключается в координации интересов различных групп, создании благоприятных условий проживания для всего населения города.