Ландшафтный дизайн как средство оптимизации антропогенного ландшафта н.В. Веселов, ведущий специалист ооо «Садовник»
В современном словаре иностранных слов понятие дизайн определяется как «художественное конструирование предметов; . То есть ландшафтныйпроектирование эстетического облика предметной среды» дизайн – это художественное конструирование ландшафта, проектирование эстетического облика ландшафта. В этих определениях эстетическому отводится место приятного, но необязательного, бесполезного качества. Более правильным нам представляется определение слова «дизайн», как создание формы, наиболее соответствующей содержанию, т.е. формы, отражающей внутреннюю гармонию и функциональность предмета. А такая форма и воспринимается человеком как красивая. Таким образом, красивый ландшафт – это внутренне гармоничный жизнеспособный ландшафт, а ландшафтный дизайн в лучших своих проявлениях – это создание гармоничного, способного к саморазвитию ландшафта. Например, сосновые или еловые лесопосадки, где деревья высажены рядами на близком расстоянии друг друга, красивы только издали. Внутри же они производят впечатление чуть ли не тягостное. В то же время это искусственно созданное сообщество мало жизнеспособно. Как биоценоз такой лес слаб. В красивом лесу есть поляны, опушки, деревья растут в несколько ярусов, есть кустарники и травянистые растения. Такое сообщество устойчиво и гармонично, способно к развитию. В ландшафтоведении существуют понятия макро-, мезо- и микроландшафтов. Возможно, такое деление целесообразно сделать и в ландшафтном дизайне. Это будет полезным потому, что приемы и методы ландшафтного дизайна различны на объектах разной величины. Общее правило здесь таково: чем меньше объект, тем больше энергии на единицу площади требуется от человека для поддержания объекта в жизнеспособном состоянии. Пример дизайна макроландшафта – Куршская коса в Балтийском море под Калининградом, представляющая собой узкую полосу земли площадью 200 км2. Лесная растительность на Куршской косе была полностью уничтожена к концу XVII в., а в XVIII веке на ней начались планомерные лесопосадки для создания условий, благоприятных для жизни людей (закрепление дюнных песков, создание и сохранение почвенного слоя, улучшение микроклимата). Эти работы продолжаются в настоящее время. Особенностью облесения Куршской косы было то, что для посадки использовались деревья не одной или нескольких пород, а привозились семена и саженцы десятков видов растений, которые никогда не встречались на побережье Балтийского моря. Сейчас Куршская коса на большей площади облесена, причем состав большинства растительных сообществ уникален. Эта территория находится под охраной ЮНЕСКО, и в то же время Куршская коса – живописный курорт. Пример дизайна мезоландшафта – старинные парки русских дворянских усадеб. Их площадь, как правило, достигала нескольких десятков гектаров. И здесь мы видим взаимосвязь красоты ландшафтов и устойчивости парков как биологических сообществ. Дело в том, что создатели парков брали за образец эстетически совершенные ландшафты нашей природы: леса, водоемы, луга, а основу видового разнообразия таких парков составляли растения нашей природной зоны. Высаживались в парках и интродуценты, требующими постоянного надзора. Эти растения обычно и создают в неухоженных парках непроходимые заросли, часто угнетая растения-аборигены. Чем больше в парке интродуцентов, тем, как правило, больше внимания и ухода он требует. Оформление городских территорий и частных садов – это, условно говоря, микроландшафтный дизайн. Площади, которые обустраиваются при этом, составляют от нескольких квадратных метров до гектара. Обычно, когда говорят о ландшафтном дизайне, подразумевают обустройство именно таких небольших территорий. Все приемы и методы работы, видовой и сортовой набор растений, о которых пишется в современной литературе по ландшафтному дизайну – все это отработано и опробовано на маленьких участках. Каково же состояние ландшафтного дизайна у нас в стране, какие он испытывает влияния, как происходит его развитие? Высшее достижение в дореволюционной России – парки пригородов столиц и парки дворянских усадеб. Для них характерно использование сравнительно небольшого количества экзотов. Основу парков составляли растения местной флоры, поэтому иногда трудно понять, где кончается парк и начинается лес. Во времена советской власти возможности декоративного садоводства были ограничены, садово-парковым искусством занимались некоторые коллективы и энтузиасты. С середины 90-х гг. прошлого века произошел, без преувеличения, взрыв интереса к ландшафтному дизайну. Причин этому несколько: у части населения появились значительные по площади участки земли и материальный достаток, позволяющий не занимать эту землю под огород; многие побывали в Европе и увидели, чего достигло декоративное садоводство там; в Россию стало поступать большое количество семян и посадочного материала декоративных растений, а также литература, посвященная ландшафтному дизайну. Все это, вместе взятое, сформировало моду на стиль и способы обустройства приусадебных участков. Можно уверенно сказать, что сегодня состояние нашего ландшафтного дизайна определяется модой, основу которой составляет западно-европейское влияние. Хорошо это или плохо? В целом хорошо. Западно-европейские страны, особенно Англия и Германия, всегда славились лучшими садовниками, там были лучшие ботанические сады, лучшие коллекции декоративных растений. В российских парках работали немецкие и английские садовники, а сами парки обычно делались по образцу английских пейзажных парков. Плохо то, что элементы обустройства территории, уместные в европейском климате и ландшафте, бездумно переносили в наши условия. Например, альпинарий уместен далеко не на каждом участке. У нас он сейчас является таким же необходимым элементом ландшафтного дизайна как газон, цветник или водоем. Но период наивного, некритического потребления западных достижений проходит, и оформляется российский стиль ландшафтного дизайна.
- 2. Ландшафтный дизайн как средство оптимизации антропогенного ландшафта
- Ландшафтный дизайн как средство оптимизации антропогенного ландшафта н.В. Веселов, ведущий специалист ооо «Садовник»
- Городской ландшафт л.А. Смирнова, ведущий архитектор института «Тверьгражданпроект» э.В. Баженова, кандидат технических наук, ведущий инженер института «Тверьгражданпроект»