Характеристика архитектуры Возрождения
Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
-
План
План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.
-
Фасад
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.
Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окруженарустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.
градостроительство эпохи возрождения
С конца XIII в. в Италии, а с XV—XVI вв. во Франции и Англии развивалась торговля, совершенствовалась техника. Особенно благоприятные условия для развития культуры и зодчества в XIV—XV вв. сложились в северных городах Италии. В области градостроительства Возрождение открыло новые формы для образования жизненной среды человека. Рис.1 Французское рококо Амалиенбург под Мюнхеном. Градостроительство. Особенностью итальянского Возрождения в области градостроения являлись поиски решений основных элементов города, главным образом площадей, монументальных зданий, парков и жилых улиц. Возрождение как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIV в. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.
Ниже церковь Иль-Джезу. Да что б вы знали как она выглядит!)
Рис.2 Сант-Агостино, Рим, Джакомо Пьетрасанта, 1483 Видным архитектором-теоретиком, занимавшимся проблемами идеального города, был А. А. Филарете, предложивший впервые в проекте города применять вместо прямоугольной схемы планировки средневековых городов-колоний радиальную уличную сеть (1460).
Видный зодчий и теоретик искусств А. Б. Альберти в книге, опубликованной в 1485 г., доказывал нецелесообразность существования кривых извилистых средневековых переулков, требуя создания новых условий, при которых в городах было бы как можно больше воздуха, зелени и широко раскрывались перспективы. В проекте города Альберти отразилась классовая структура расселения с кварталами, селитебными зонами, разделенными по социальному признаку.
Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV—XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии. В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций. А. Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570)обосновывал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. (Версаль, центральная часть Петербурга и др.). В конце XVII в. во Франции по теоретической схеме Ж. Се-бастье Вобана были возведены сотни укреплений. После него градостроительством стали заниматься фортификационные инженеры. Постановка во главе градостроительства инженеров объясняется возникновением в широких масштабах новых проблем укреплений, канализации, водопровода, общественного освещения. С 1820-х годов во Франции проводились большие работы по теоретическим исследованиям укрепленного города. Начиная со второй половины XVII в. в связи с развитием в городах промышленности перед градостроителями возникли острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. д. Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилияградостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания. В начале XVII в. во Франции появились площади, имеющие сходство с итальянскими. Одними из первых в Париже были площади Вогезов и Дофина. Они имели геометрически правильные очертания и замкнутую композицию со свободным центром и застройкой плотными рядами домов. По периметру площадей нередко сооружались аркады. Связь с городом обеспечивалась через один или два узких проезда. Рис.3 Площадь Вогезов. Париж. В эпоху Возрождения, в особенности барокко большое внимание уделялось архитектуре центральных улиц. Так, в XVII в. главные улицы Рима и других крупных городов начали приобретать вид широких проспектов-аллей. В первой половине XVIII в. в Риме был построен километровый проспект, начинающийся от площади дель Пополо (рис.4); он замыкался обелиском и собором. Широкие городские проспекты получили торжественный вид благодаря свободному пространству перед рядами зданий примерно одинаковой высоты и искусно включенным в ансамбли живописным деревьям. Рис.4 Площадь дель Пополо в Риме В XVII в. возникают новые элементы городов — крупные ансамбли. С XVIII в. площадь перестает рассматриваться как самостоятельная градостроительная единица; она входит как элемент архитектурного ансамбля центральной части города, в котором играет ведущую роль. Одним из таких примеров в области градостроительства того времени является Версаль, служивший при Людовике XIV и его преемниках королевской резиденцией. Рис.5 Версаль. Оранжерея. Строительство всего комплекса дворца и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в.Главным композиционным центром является королевский дворец, перед которым расположена обширнейшая площадь Армии (рис. 6, б). Рис.6 Примеры трехлучевых композиций плана: а) Рима; б) Версаля; в) Петербурга; 1 - дворец; 2 - Адмиралтейство От этой площади берут начало три лучевых проспекта, образующих основные композиционные оси комплекса. С другой стороны королевского дворца был разбит парк. С прямоугольным садовым партером веерообразные аллеи сходятся в виде лучей на круглой площади. Трехлучевой прием планировки позже был использован в планировке некоторых центральных частей городов, в том числе Петербурга. Рис.7 План Санкт-Петербурга в 1705 году С централизацией государственной власти в Европе отпала необходимость в строительстве дорогих укреплений во всех городах; крепости сооружались только в стратегически важных точках. Городские стены в XVIII в. начали сносить. Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрожденияновыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей. В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности.Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в. Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки, стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей. Ярким примером служит мудрое использование рек Невы и Невки в Петербурге. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве. Рис.9 Мост Петра Великого в Санкт-Петербурге В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. Силуэт города определяли многие мелкие вертикали и несколько доминирующих. В связи с новым художественным пониманием силуэта города постепенно устранялись высокие средневековые крыши; ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами. С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку. Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды. В связи с зарождением мануфактур в конце XVIII в. на окраинах городов появляются промышленные и рабочие районы, которые застраивались без какой-либо художественной системы, как правило, хаотично.