logo
ЛЕКЦИИ ЕЖОВА

СМраморный дворец трогий классицизм

Р

Здание старого Эрмитажа

асцвет градостроительства. Многие города изменили свой облик в результате перепланировки. Было создано много образцовых проектов жилых и промышленных, общественных и торговых зданий. Классицизм стал общественным стилем. К становлению форм строгого классицизма имеют отношение архитекторы: Камирон, Львов, Соколов, Назаров, Еготов.

2 типа городских усадеб:

  1. Основной жилой дом и флигели на красной улице образуют трехчастную систему

  2. Жилая усадьба с открытым парадным двором – куродонером, охваченным крыльями дома или флигелями по периметру палладианских вилл.

2 положения усадебно - парковых ансамблей:

  1. В усадьбе парадный дворец формировал куродонер с 1770г. – симметричная палладианская схема.

  2. Пейзажные парки.

Дом Пашкова 1784-1786

Баженов создал один из лучших архитектурных памятников Москвы – дом Пашкова.

Заказчик П.Е.Пашков. Дворец-усадьба. С 1780-1785г. Пашков скупал участки по ул. Моховой напротив Кремля. Неудобный участок 145 м, по улице Знаменке 141м. Узкая часть 42м. Дворец городского типа. Патриархальное поместье и городской дворец. Высота – половина протяженности здания – равнобедренный треугольник. План – квадрат. Въезд – «воронка». Учитывалось полное обозрение фасада. Немного развернут по улице.

Здание Сената 1776 – 1787

Э то крупнейшее произведение. Ведущий мотив композиции формы античных ордеров, арки, своды, купола. Центра композиции – круглый купольный зал. Система простых объемов с четким соподчинением частей, распределенных в строгом соответствии с их практическим назначением.

З ал парадный, окружен эффектной колоннадой коринфского ордера. Пролет 24,7м и высотой 27м. Первый пример построения монументальной композиции и круглого купального зала – ротонды и классическим образцом дальнейшего строительства парадных залов. Протяженные фасады, имеющие вертикальные членения, объединены охватывающим всё здание мощным карнизом, богатая декорировка которого придает строгой внешности здания черты торжественной парадности. Используется дорический и ионический (в портике) ордера.

Дом Барышникова 1797 – 1802

Традиционное расположение здания (Казаков) «покоем», с парадным подъездным двором. Архитектурное убранство главных помещений дома Барышникова принадлежит к лучшим образцам парадного интерьера крупных жилых домов того времени.

Московский Университет 1786 – 1793

Казаков

П -образнре 4этажное здание с парадным двором, отделенным от улицы решеткой и двумя воротами. Прост и четок. Композиционный центр – большой актовый зал. Главный фасад, купольное перекрытие переделаны в 1812г. Архитектор Д.Жилярди.

Голицинская больница 1796 – 1801г.

Казаков

О дно из самых значительных произведений Казакова, выдающийся образец крупного общественного здания Москвы тех лет. Архитектор развил лучшие архитектурные стороны усадебных ансамблей: парадность обращенной к улице композиции, тесная связь архитектуры с местными природными условиями. Здание отодвинутого, образуя с боковыми покрытиями парадный двор. Новое для Москвы здание в парке Голицинской больницы – картинная галерея. Центральная часть – церковь. Козаков разделил больницу на 2 обособленные группы – мужскую и женскую, с отдельными входами. Разнообразие внутренней планировки. Протяженная композиция здания, гладь стенных плоскостей с небольшим количеством декоративных деталей.

В последней трети XVIIIв. сильно развернулось строительство усадеб под Москвой. Усадьбы, принадлежащие придворным вельможам (Кусково, Останкино, Архангельское) – представляют собой загородные дворцы.

Останкино – подмосковная усадьба Шереметьевых, построенных крепостными архитекторами П.Агуновым, А.Мироновым по переработанным ими проектам Компорези. Дворец имеет традиционную усадебную планировку. Главное место во Дворце занимает большой театральный зал. Парк, разбитый по проекту Миронова состоял из 2 частей: регулярный и пейзаж. Огромный пруд перед главным фасадом.

Архангельское принадлежало сначала Голицыну, потом Юсупову. Прослеживается связь с загородными царскими резиденциями Петербурга. Многочисленные парковые сооружения и скульптуры сходны с архитектурой малых форм в Царском селе и Павловске.

Подмосковные усадьбы строились крепостными архитекторами (Аргунов, Миронов, Декулин). Они были воспитаны на технике деревянного строительства и вносили в усадебную архитектуру художественные вкусы русского народа. В архитектуре русской усадьбы органично сочетаются с античными, классическими, лучшие традиционные черты русского зодчества: раскрытость композиции сооружения, компактность основного здания,

связь с природой, активная организация окрж. прир. пейзаж. В архитектуре усадеб второй половины XVIII века появилась спокойная величавость, задушевная лиричность свойств русскому народному зодчеству.

Таврический дворец в Петербурге (1783-1789

Идея величия русского государства. Построен для князя Потёмкина, главный фасад расположен вдоль Невы. Строгая осевая композиция. Восьмигранный купольный зал, колонный зал - Большая галерея и зимний сад с полукруглым выступом. Купельный зал- квадрат со срезанными углами. Грандиозная Большая галерея Зимний сад - громадная оранжерея, в центре восьмиколонная ротонда ордера, с монументом Екатерины 2. Старов выразил своё стремление к большим пространственным построениям и к крупным по масштабу ансамблевым задачам, выходивших на путь новых градостроительных начинаний. Лучшими произведениями Старова был дворец в Пем.

Одно из наиболее выдающихся произведений Кваренги – Театр Эрмитаженый (1783-1787)

Он применил систему членения на цокольный этаж и два верхних этажа, объединённых большим ордером коринфская колоннада, со сдержано обработанной стеной. Зрительные места располагались общим амфитеатром.

В Дворцовых загородных резиденциях выд. Здание Английского дворца (1781-1789) в Петергофе. Из парковых сооружений Кваренги можно выделить Концертный зал в Царском селе.

Дворец в Павловске (1782-1786) архитектор Чарльз Камерон. З-х этажный главный корпус под куполом и боковые полутораэтажные флигелей, соединённых с ним низкими галереями пероходами образ. Парад. Двор. Зодчий подчеркнул главенство купола, отработав его основание в виде сплошного кольца колоннады. Павловский парк- выдающийся пример пейзажа парка. Поставленны храм Дружбы, Колоннада Апполона, обелиск, павильон 3х граций и др. Храм дружбы 1780-1782- ротонда, окружена 16ю канелюрами дорического ордера. Павильон 3х граций 1800-1801 – открытое сооружение, треугольник фронтона. В строительстве павильонов в парке принимали участие Воронихин, Тома де Томон, Камерону удалось сочетать строгую ясность и простоту архитектурной композиции, чувство природы. Павильон 3х граций – открытое сооружение с перекрытием, образующее треугольник фронтона, украшенный скульптурой. В центре сквозной конической колоннады павильона установ. скульпт. Гр. 3х Граций.

Высокий (поздний классицизм) 1800-1831

Характерные черты : чистая плоскость стены, массивные формы вытянутого портика, тяжёлый приземлённый фронтон.

Торжествтвенный, героический облик. В Петербурге созданы Адмиралтейство, Главный Штаб, Сенат и Синод, строится Горный, Екатериновский, Смольный институт в Москве, лицей в Царском селе. Архитектурно целостная композиция большого города как ансамбля грандиозных масштабов. Монумен. скульптура включала в ансамбль Александровская колонна на Дворцовой площади. Архитекторы Захаров, Стасов, Михайлов, Мельников и др.

Здание главного Адмиралтейства 1806-1823 Архитектор захаров.

К апитальная реконструкция старого здания. Вытянутая почти на ½ км. буква «П» (407х163м) Длина фасада 780м. Трёхлучие сходящиеся 3 проспекта, главной улицы. «Адмиралтейская игла» создаёт монументальное целое всей мощной горизонтали адмиралтейских фасадов, является главным звеном. Высота башни 72м. длина 23м. Адмиралтейство Захарова – архитектурный гимн русскому народу. Захаров в Адмиралтействе следовал обычаю древнерусских зодчих. 12 колонн на портике.

Казанский собор 1801-1811 архитектор Воронихин.

И дея создания на Невском проспекте монументального ансамбля площади, как звено в общей системе парадной застройки главной магистрали города. Казанский собор, подобие храма Петра в Риме, мотив циркульных колоннад. Главный фасад- боковая сторона здания. Высота наружных колонн- 12,87м. Общая высота здания 62м, пролёт свода- 11,4м. Казанский собор- замечательное произведение великого русского архитектора.

Горный институт 1806-1811

Арх. Воронихин

Суровый образ, утяжелённые

греко - дорические формы. 12 колонный

портик замыкает собой панораму набери-

жной Васильевского острова.

Фронтон наклонён вперёд на 16 см при высоте 6,41м. Главный вход ведёт через портик в вестибюль и в шестигранное помещение, где расположена лестница, ведёт в залы 2го этажа.

Имеется двухсветный зал- музей Горного института, в левом крыле здания. Нарядный конический ордер колоннады жёлтого искусственного мрамора выделяет среднюю часть зала и несёт хоры. Две скульптурные группы из пудатского камня на фоне пролётов колоннады изображают борьбу Геракла с Антеем и похищение Прозерпины Плутоном (высота 3,6)

Здание Главного штаба в Петербурге 1819-1829 архитектор К. И. Росс

Подлинно классическое единство совершенных градостроительных форм ансамбля и высокой идейности образа. Первая арка торжественности отличает выезд на площади со стороны Невского проспекта. Росс максимально использует градостроительные возможности. Арка главного штаба, триумфально раскрывает центральный въезд на площадь со стороны Невского проспекта, увенчанной колесницей Славы, обращённая лицом к Зимнему дворцу. Венчает арку скульптурная группа с шестью конями, воинами и фигурой Славы (вышеной 3,5м ), барельеф в аттике (длиной 20м), фигуры воинов между колоннами, скульптурные композиции воинских доспехов и фигуры летящих гениев Славы-всё скульптурное убранство арки было выполнено из меди по моделям скульптора В. Семут-Малиновского и С. Пименова. Росси уравновесил архитектурно оба противолежащих друг другу здания. Зимний дворец и Главный штаб в качестве двух равнозначных частей целого, перенесся, таким образом центр тяжести всей композиции на саму площадь.

Большой Театр ( архитектор О.И. Бове-Михайлов) – компактный прямоугольный в плане объём с выдвинутым вперёд с восьмиколонным портиком. Высота колонн 15 метров. Пятиярусный зал рассчитан на 2900 человек. Акустика высокого качества. На противоположной стороне здания портику отвечал выступ, где была лоджия с парными колоннами. В более высокой, средней части здания располагалась входная часть театра с парадными лестницами, главным фойе, пятиярусным залом и сценой. Боковые пониженные части здания разделены на три этажа, отведенных для прочих помещений театра. Первоначальный облик Большого театра отличался от нынешнего. В составлении проекта театра принимали участие: Бове, Жимерди, петербуржские мастера Михайлов, Мельников и др. Театр выстроен в 1824 году (проект Михайлова), в 1850 сгорал и перестроен архитектором Кавосом. Переделки Кавоса снизили особенности художественного произведения Бове-Михайлова.