logo
ЛЕКЦИИ ЕЖОВА

Архитектура Киевской и Черниговской земель.

В 12-13 вв. зодчие Киевской и Черниговской земель развивают строит. приемы, сложившиеся в предыдущие времена. В 12 в. кирпичные плитки становятся более продолговатыми и плоскими, приближенными к форме современного кирпича.

Камень из кладки стен исчезает. Поверхности становятся похожими современные кирпичные стены. В XII в. появляются крестовые своды, которые перекрывают угловые помещения. Например собор Елецкого монастыря и Борисоглебский собор в Чернигове.

С обор Елецкого монастыря. Характерен крепостной облик здания, отражающий беспокойные времена постоянных княжеских усобиц: отсутствуют пристройки (нет лестничной башни, так как ход на хоры устроен в толще северной стены, крещальня вошла в основной массив постройки и находится в юго-западном углу под хорами), оконные проемы невелики, их не много, они помещены в верхних частях стен. Закомары расположены все на одной высоте, благодаря чему постройка получила очертания лежащего параллелепипеда. Упрощенному наружному объему соответствует интерьер: лопатки, приставленные к внутренним стенам и столбам, имеют плоскую форму и мало членят внутреннее пространство. В качестве характерного декоративного мотива следует отметить кирпичные пояски из мелких арочек, в сочетании с тонкими полуколоннками на апсидах и барабане.

Черниговские князья сумели сильнее, чем князья других земель, сплотить отдельные, еще более мелкие княжества, на которые раздробилась Чернигово-Северская земля. В связи с этим в Чернигове было выстроено несколько более крупных и сложных по плану зданий, родственных большим пятинефным соборам эпохи Киевской Руси. Новейшие исследования установили, что Борисоглебский собор в Чернигове был с трех сторон окружен закрытой галереей, так же как и Благовещенский храм 1186 г. там же, в развалинах которого были найдены остатки мозаичного пола центральной части здания, в то время как полы второстепенных помещений были сделаны из керамических плиток.