4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Фомами организации учебного процесса по дисциплине «Организация и инфраструктура городского хозяйства и региона» являются:
лекции;
практические занятия, семинары;
консультации;
самостоятельная работа студентов.
Лекции.
На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо
ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.
При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать
план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры деятельности российских и зарубежных компаний с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов.
Определить средства материально-технического обеспечения
лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему,
учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по
спорным теоретическим вопросам.
Преподаватель должен руководить работой студентов по
конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категорийный аппарат, а также характерные признаки и особенности проявления различных процессов.
В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие
выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.
Практические занятия.
При подготовке к практическому занятию преподавателю
необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение. Ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. Завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы.
В ходе занятия, во вступительном слове, раскрыть теоретическую и
практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность.
Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать
выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю.
В заключительной части семинарского занятия следует подвести
его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.
После каждого лекционного и семинарского занятия сделать
соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях.
Консультации студентов.
Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов в ходе их подготовки к текущей и итоговой аттестации по учебной дисциплине.
Самостоятельная работа студентов.
Предполагается анализ дополнительной литературы с целью более глубокого освоения изучаемой темы и подготовки докладов и сообщений на семинары.
- 1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
- 2. Объем часов по видам занятий и формам обучения
- Тематическое распределение аудиторных занятий
- Тема 1. Введение, задачи и содержание дисциплины. Современный город как система. Градообразующие и градообслуживающие комплексы.
- Тема 2. Инфраструктура как категория региональной экономики. Основные подходы к классификации инфраструктуры.
- Тема 3. Городское хозяйство как подсистема города. Роль и особенности городского хозяйства в обеспечении жизнедеятельности города. Закономерности развития рыночных отношений в городском хозяйстве.
- Тема 4. Городское хозяйство как объект управления. Основные задачи планирования и управления развитием подсистем городского хозяйства.
- Тема 5. Город как социальное явление. Социальная инфраструктура и потребности населения.
- Тема 7. Жилищное хозяйство. Социально-экономическая роль жилищного хозяйства в обществе и жизнедеятельности людей. Развитие и содержание жилищного фонда города.
- Тема 8. Ресурсообеспечение городов. Водоснабжение и водоотведение городов. Коммунальная энергетика. Газоснабжение городов.
- Тема 9. Транспортная инфраструктура. Транспортная сеть, городской транспорт. Основы организации движения.
- Тема 10. Внешнее благоустройство городов. Устройство городских улиц и дорог. Санитарная очистка городов. Зеленое хозяйство, основные задачи организации озеленения городов.
- Тема 11. Организация прочих отраслей городского хозяйства обеспечивающих жизнедеятельность города. Технико-экономический анализ организации инфраструктуры микрорайона
- 3.2. Наименование тем практических занятий. (20 часов)
- Тема 1. Современный город как система.
- Тема 2. Отраслевая структура экономики муниципального образования (города).
- Тема 3. Опыт деятельности муниципальных образований (городов) по разработке и оценке программ социально-экономического развития муниципальных образований (городов). (2 часа)
- Тема 4. Управление муниципальным (городским) хозяйством.
- Тема 5. Паспортизация муниципального образования и муниципальная диагностика. (2 часа)
- Тема 6. Организация социальной инфраструктуры города (муниципального образования). (2 часа)
- Тема 7. Современные методы организации и управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования (2 часа)
- Тема 8. Ресурсообеспечение городов. Водоснабжение и водоотведение городов. Коммунальная энергетика. Газоснабжение городов. (2 часа)
- Тема 9. Транспортная инфраструктура муниципальных образований (городов). (2 часа)
- Тема 10. Внешнее благоустройство городов. Санитарная очистка городов. Зеленое хозяйство, основные задачи организации озеленения городов. (2 часа)
- Тема 11. Организация прочих отраслей городского хозяйства обеспечивающих жизнедеятельность города. Технико-экономический анализ организации инфраструктуры микрорайона. (2 часа)
- 3.3. Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины
- Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины
- 3.4. Краткая характеристика курсового проекта
- Перечень рекомендуемых тем для выполнения курсовых проектов по дисциплине «Организация и инфраструктура городского хозяйства и региона»
- 3.5. Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Организация и инфраструктура городского хозяйства и региона»
- 4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
- 5. Методические указания студентам
- 6. Основная и дополнительная литература
- 7. Критерии знаний и умений