Царь – колокол
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века – зна менитый Царь–колокол. Еще в XVI–XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбивались от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера Александра Григорьева, вес которого, по–видимому, достигал 8 тысяч пудов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшаяся с января 1733 года по ноябрь 1734 года. Над изготовлением декоративных украшений и надписей работали мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор Медведев. Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года. В это время умирает Иван Моторин. Теперь всю работу по подготовке и отливке колокола возглавил его сын – Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года Царь–колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час 12 минут. Габариты Царь–колокола весьма внушительны: вес его – более 200 тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние исследования, проведенные в период реставрационных работ (1979–1980 годы), показали, что Царь–колокол изготовлен из типичной колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и серебро). Во время пожара в мае 1737 года от неравномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет пролежал Царь–колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.
- 2. Древнерусская живопись
- Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)
- 3. Архитектура Древнего Новгорода X-XIV веков
- 4. Кремль
- Стены и башни Кремля
- Водовзводная башня (Свиблова)
- Боровицкая башня (Предтеченская)
- Комендантская башня (Колымажная)
- Оружейная башня (Конюшенная)
- Троицкая башня
- Кутафья башня (Предмостная)
- Никольская башня
- Средняя Арсенальная башня (Гранёная)
- Угловая Арсенальная башня (Собакина)
- Сенатская башня
- Спасская башня (Фроловская)
- Царская башня
- Набатная башня
- Константино–Еленинская башня (Тимофеевская)
- Беклемишевская башня (Москворецкая)
- Петровская башня (Угрешская)
- Первая Безымянная башня
- Вторая Безымянная башня
- Тайницкая башня
- Благовещенская башня
- Соборная площадь
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Аpхангельский собоp
- Церковь Ризположения
- Патpиаpшие палаты и собоp “Двенадцати апостолов”
- Колокольня Ивана Великого и звонница
- Царь – колокол
- Царь – пушка
- Госудаpственный Кремлевский Дворец
- Потешный двоpец
- Теpемной двоpец
- Резиденция Президента Российской Федерации
- Здание пpавительства (бывшее здание Сената)
- Здание бывшего Аpсенала
- Государственная Оружейная палата
- Грановитая палата
- Большой Кpемлевский Двоpец
- Красная площадь
- Мавзолей в.И.Ленина
- 5. Феофан Грек
- Биография Византия
- Новгород
- Творческая манера Феофана Грека
- 7. Творчество Дионисия.
- 8. Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
- 9. Шатровый стиль в русской архитектуре.
- 11. Первые русские портретисты Никитин и Матвеев. Андрей (Матвеевич?)Матвеев (1702 - 1739)
- 12. Классицизм в архитектуре.
- 2.Развитие Классицизма в архитектуре Москвы.
- 3. Ансамбли больниц XVIII – XIX веков