Архитектура Полоцкой и Смоленской земель.
В 12в. Полоцк был главным городом удельного княжества, земли которого простираются до Рижского залива.
Смоленск в это время был большим и богатым торговым городом, центром обширного княжества занимавшего почти весь бассейн западной Двины и верхнего течения Днепра. Лишь в начале 13 в. полоцкая земля попадает в зависимость от смоленских земель, что позволяет говорить об общей полоцко – смоленской архитектурной школе этого периода. Петропавловская церковь в Смоленске. Выдающийся памятник – Свирская церковь, которая своим обширным светлым и просторным интерьером удивляла современников.
С вирская (Михаила Архангела) церковь, возвышающаяся на Малой Краснофлотской улице, возведена в последней четверти XII века, в княжение великого князя Давида Ростиславовича. Расположение придворной соборной церкви на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель сделало собор известным под именем Свирской церкви.
С троя придворный великокняжеский храм, князь Давид имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств, а заодно и возвеличить власть князя в ущерб укладам Смоленского посада. Слава о пышности и богатстве убранства княжеской церкви быстро разнеслась по свету. По свидетельству историков Свирская церковь была украшена “паче всех церквей”.
“Ей-же несть подобной во всей полуношной стране и многие иностранные приходяще для смотрения оной” – отзывается о славе великокняжеской церкви автор Ипатьевской летописи. Говоря же далее об убранстве церкви, летописец восклицает: “Такой церкви несть в полуношной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ее, иконы златом и серебром и жемчугом, камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена”.
Созданная как великокняжеский храм, призванный символизировать величие и силу смоленского князя и одновременно служить знаменем к единению всех русских земель, Свирская церковь вобрала в себя все лучшие достижения русской художественной культуры того времени. Ее убранство поражало современников великолепием. Галицко-волынский летописец записал: « по вся дни ходя по церкви святого архистратига божия Михаила, иже бе сам создал во княженьи своем, такой церкви несть в полуношной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ее, иконы златом и серебром и жемчугом, камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена».
Расположенный на высоких холмах над Днепром, Смоленск был одним из передовых культурных очагов того времени. Смоленские князья, славившиеся своей просвещенностью, развили большую строительную деятельность, щедро украшая свою столицу монументальными аменными зданиями. Архитектурный ансамбль города увенчивался расположенным на высоком холме в центре детинца несохранившемся успенским собором, построенным Владимиром Мономахом.
Характерной особенностью многих смоленских построек XIIв. являются сложные пучкообразные лопатки, нередко с приставленными полуклонками, на фасадах зданий. В Киеве было откопано основание здания с такими же лопатками, что говорит о некотором влиянии в конце XII в. смоленской архитектуры на киевскую и дает представление о непрекращавшейся связи между отдельными русскими землями в период феодальной озлоблености.
В полоцкой и смоленской архитектуре применялись перекрытия в виде половины цилиндрических сводов.
- Архитектура Киевской и Черниговской земель.
- Архитектура Полоцкой и Смоленской земель.
- Петропаловская церковь в Смоленске
- Архитектура Новгородской и Псковской земель
- Народное деревянное зодчество
- Шестерик
- Русская система мер
- Петродворец
- Большой Царскосельский дворец
- Зимний дворец (1754 -1764)
- Смольный монастырь, Зимний и Царскосельский дворцы Растрелли явились ярким и совершенным отображением в архитектуре существовавших черт русской художественной культуры середины XVIII века.
- Интерьеры барокко
- Академия Художеств
- Мраморный дворец (1768 – 1785)
- СМраморный дворец трогий классицизм