Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)
К рупным центром зодчества было Владимиро-Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня — известняка. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы.
Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор, строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь.
Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба — даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально разработанную «ткань». Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230—1234).
В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.
З наменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Основные объемно-пространственные формы здесь те же, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек.
Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа. Это гордое утверждение человеком красоты своего творчества. Храм этот не способен отвратить человека от реального мира. Всем своим обликом он призывает человека оглянуться на окружающий мир, порадоваться тому, что между делом его рук и природой нет никакого разлада.
- 2. Древнерусская живопись
- Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)
- 3. Архитектура Древнего Новгорода X-XIV веков
- 4. Кремль
- Стены и башни Кремля
- Водовзводная башня (Свиблова)
- Боровицкая башня (Предтеченская)
- Комендантская башня (Колымажная)
- Оружейная башня (Конюшенная)
- Троицкая башня
- Кутафья башня (Предмостная)
- Никольская башня
- Средняя Арсенальная башня (Гранёная)
- Угловая Арсенальная башня (Собакина)
- Сенатская башня
- Спасская башня (Фроловская)
- Царская башня
- Набатная башня
- Константино–Еленинская башня (Тимофеевская)
- Беклемишевская башня (Москворецкая)
- Петровская башня (Угрешская)
- Первая Безымянная башня
- Вторая Безымянная башня
- Тайницкая башня
- Благовещенская башня
- Соборная площадь
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Аpхангельский собоp
- Церковь Ризположения
- Патpиаpшие палаты и собоp “Двенадцати апостолов”
- Колокольня Ивана Великого и звонница
- Царь – колокол
- Царь – пушка
- Госудаpственный Кремлевский Дворец
- Потешный двоpец
- Теpемной двоpец
- Резиденция Президента Российской Федерации
- Здание пpавительства (бывшее здание Сената)
- Здание бывшего Аpсенала
- Государственная Оружейная палата
- Грановитая палата
- Большой Кpемлевский Двоpец
- Красная площадь
- Мавзолей в.И.Ленина
- 5. Феофан Грек
- Биография Византия
- Новгород
- Творческая манера Феофана Грека
- 7. Творчество Дионисия.
- 8. Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
- 9. Шатровый стиль в русской архитектуре.
- 11. Первые русские портретисты Никитин и Матвеев. Андрей (Матвеевич?)Матвеев (1702 - 1739)
- 12. Классицизм в архитектуре.
- 2.Развитие Классицизма в архитектуре Москвы.
- 3. Ансамбли больниц XVIII – XIX веков