Новгород
Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.
Церковь Спаса на Ильине (1374 год)
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурамипраотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» насводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).
Москва
Благовещенский собор Кремля
Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.
Донская икона Божией Матери
В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).
Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени.[1] Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфнымибуквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.
Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.
Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская»[2]. В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.
Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».
Преображение
Им расписаны:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
Архангельский собор Кремля(1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
Им написаны знаменитые иконы:
Икона Божией Матери Донская (1380?)
Успение (1380?)
Преображение (1408)
Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
- 2. Древнерусская живопись
- Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)
- 3. Архитектура Древнего Новгорода X-XIV веков
- 4. Кремль
- Стены и башни Кремля
- Водовзводная башня (Свиблова)
- Боровицкая башня (Предтеченская)
- Комендантская башня (Колымажная)
- Оружейная башня (Конюшенная)
- Троицкая башня
- Кутафья башня (Предмостная)
- Никольская башня
- Средняя Арсенальная башня (Гранёная)
- Угловая Арсенальная башня (Собакина)
- Сенатская башня
- Спасская башня (Фроловская)
- Царская башня
- Набатная башня
- Константино–Еленинская башня (Тимофеевская)
- Беклемишевская башня (Москворецкая)
- Петровская башня (Угрешская)
- Первая Безымянная башня
- Вторая Безымянная башня
- Тайницкая башня
- Благовещенская башня
- Соборная площадь
- Успенский собор
- Благовещенский собор
- Аpхангельский собоp
- Церковь Ризположения
- Патpиаpшие палаты и собоp “Двенадцати апостолов”
- Колокольня Ивана Великого и звонница
- Царь – колокол
- Царь – пушка
- Госудаpственный Кремлевский Дворец
- Потешный двоpец
- Теpемной двоpец
- Резиденция Президента Российской Федерации
- Здание пpавительства (бывшее здание Сената)
- Здание бывшего Аpсенала
- Государственная Оружейная палата
- Грановитая палата
- Большой Кpемлевский Двоpец
- Красная площадь
- Мавзолей в.И.Ленина
- 5. Феофан Грек
- Биография Византия
- Новгород
- Творческая манера Феофана Грека
- 7. Творчество Дионисия.
- 8. Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
- 9. Шатровый стиль в русской архитектуре.
- 11. Первые русские портретисты Никитин и Матвеев. Андрей (Матвеевич?)Матвеев (1702 - 1739)
- 12. Классицизм в архитектуре.
- 2.Развитие Классицизма в архитектуре Москвы.
- 3. Ансамбли больниц XVIII – XIX веков