logo search
Архитектура зданий и сооружений

3. Материалы и методы

Массивные подпорные стены возводят из кирпича, бута, бутобетона; монолитного бетона, сборных бетонных блоков. Для кирпичной кладки используют красный кирпич марки не ниже 100 на цементном растворе марки не ниже 25, при влажных грунтах не ниже 50, для бутовой камень не ниже марки 150 на цементном растворе марки не ниже 50, для бутобетона аналогичный камень на бетоне класса В 7,5. Бетонные конструкции выполняют из бетона классов В10...В15; монолитные железобетонные тонкостенные конструкцииВ10...В15; сборныеВ15...В30.

Кладка стенок малой высоты может вестись из рваного камня. Для стенок большей высоты камень должен быть более постелистым. Положение блоков в стенке фиксируется с помощью вертикальных бетонных шпонок в вертикальных стыках и горизонтальных четвертей (зубьев) в горизонтальных стыках. Горизонтальные четверти оказывают сопротивление скольжению блоков.

При высоте подпора фунта более 4,8 м экономичны контрфорсные стены, в которых лицевая плита работает как опертая по трем сторонам -- на фундаментную плиту и на контрфорсы или по балочной схеме.

Гибкие стеновые конструкции выполняют в виде стальных или железобетонных шпунтовых рядов, а также из буронабивных свай диаметром 600, 800, 1000 и 1200 мм длиной 30 м, расположенных в один или два ряда с расстоянием между сваями в ряду (в свету) от 0,5 до 1 диаметра сваи.

Для железобетонных конструкций подпорных стен рекомендуется арматурная сталь: в качестве рабочей стержневая горячекатанная периодического профиля классов АП и АШ, в качестве распределительной и конструктивной класса AI или арматурная проволока гладкая класса BI.

Для анкерных тяг рекомендуется арматурная сталь класса АШ, прокатная полосовая марок ВСтЗкп21, ВСтЗпсб и 10Г2С1; толщина полосовой стали не менее 6 мм.

При расположении подпорных стен на прямых участках вдоль железнодорожного пути минимальное расстояние от оси пути нормальной колеи до наружной грани стены принимается с верховой стороны не менее 2500, с низовой 3100 мм. При расположении подпорных стен на кривых это расстояние увеличивается на 0,1 м при радиусе кривой 1200... 1800 м, на 0,2 м при радиусе кривой 1000...700 м и на 0,3 м при радиусе 600 м и менее.

Конструкции подпорных стен на всю высоту разделяются температурноосадочными швами. Расстояние между швами должно быть не свыше следующих величин (в метрах): для каменных, бутобетонных и бетонных -- 10; то же при наличии армирования 20; для монолитных железобетонных 25; для сборных железобетонных 30.

Если основание стены сложено неоднородными грунтами, то расстояние между швами уменьшают так, чтобы каждый отсек опирался на однородный грунт. Ширина швов принимается равной 30 мм, в монолитных конструкциях укладывается просмоленная доска.

Для отвода атмосферной воды с поверхности стены в монолитных стенах предусматривается козырек с слезником, а в сборных специальный карнизный блок.

Поверхность подпорных стенок со стороны грунта защищается гидроизоляционным слоем. В качестве гидроизоляции обычно применяются рулонные материалы в одиндва слоя рубероида, которые наклеиваются по горячей битумной мастике. При сухих грунтах достаточно только обмазать поверхность горячей мастикой. Бутовые подпорные стенки до нанесения гидроизоляции должны быть выровнены цементным раствором. В сборных стенках из бетонных блоков вертикальные и горизонтальные швы до нанесения изоляции заделывают цементным раствором.

При проектировании подпорных стен предусматривается дренаж для отвода воды, накапливающейся за стеной. По длине стены дренажные отверстия устраиваются не более, чем через 6 м.

Для железнодорожного строительства наиболее пригодны контрфорсные стеныоболочки. В качестве контрфорсов применяются армированные буронабивные сваи, сооружение которых на склонах не вызывает дополнительного движения грунта. От поверхности планировки они наращиваются до требуемой высоты.

Оболочка, передающая давление грунта на контрфорсы, проектируется из сегментовидных в разрезе железобетонных панелей длиной 2,46, шириной 0,61,8 и толщиной 0,1м. Кривизна оболочки составляет 1/3 1/6 от пролета и выпуклостью она обращена в сторону склона. Максимальная высота стены 12м.