logo search
Л8_2

Общее понятие о системах спутниковой навигации «gps»

Уровень традиционных технологий производства топографо-геодезических работ в настоящее время уже существенно не соответствует современным требованиям выполнения инженерных изысканий и системного автоматизированного проектирования по объемам, срокам и стоимости производства работ, требованиям к инженерно-геодезическому сопровождению строительных процессов и эксплуатации инженерных сооружений и, наконец, не соответствует современному уровню развития средств автоматизации и вычислительной техники.

Спутниковые Навигационные Системы (CHC) — специальный комплекс космических и наземных технических средств, программного обеспечения и технологий, предназначенных для решения широкого круга актуальных задач, связанных прежде всего с оперативным и точным определением местоположения относительно Земного сфероида человека, транспортных средств, технических систем и объектов при решении навигационных, оборонных, инженерно-геодезических, геолого-разведочных, экологических и других задач.

Спутниковые навигационные комплексы, созданные впервые в США - «NAVSTAR» и в СССР — «ГЛОНАСС» (глобальная навигационная спутниковая система), вошли в международную практику решения военных, навигационных, инженерных и других проблем под названием «Global Positioning System» («GPS») или дословно — Глобальная Система Позиционирования (местоопределения).

Возможность оперативного определения координат местоположения имеет столь существенное значение в жизни современного человечества, что системы «GPS» рассматривают как «Новое достояние цивилизации». Появление спутниковых навигационных систем, уже ставших доступными рядовому пользователю, безусловно, предопределит в ближайшем будущем качественное изменение содержания и методов производства большинства видов инженерно-геодезических работ.

Принципы функционирования «GPS» основаны на определении местоположения по расстояниям до группы высокоорбитальных навигационных искусственных спутников Земли, выполняющих роль точно координированных точек отсчета (подвижных пунктов геодезической сети).

Каждая из систем спутниковой навигации состоит из трех самостоятельных подсистем: А, Б и В.

А — подсистема орбитального комплекса, состоящая из высокоорбитальных искусственных спутников Земля (ИЗС) и средств вывода их на орбиты. Каждый спутник имеет на борту несколько высокоточных атомных часов — эталонов частоты. Спутники постоянно транслируют координатные радиосигналы и навигационные сообщения и создают тем самым единое глобальное навигационное поле.

Создание орбитального комплекса «ГЛОНАСС» штатного состава из 24 навигационных спутников было начато в октября 1982 г. и завершено в декабре 1995 г. Искусственные спутники «ГЛОНАСС» равномерно распределены в трех орбитальных плоскостях, разнесенных относительно друг друга на 120°. Плоскостям соответственно присвоены номера 1, 2 и 3 с возрастанием в сторону вращения Земли, при этом номинальные значения абсолютных долгот идеальных плоскостей зафиксированы:

215°15'00" + 120°(i -1), (1)

где iномер орбитальной плоскости.

Номинальные расстояния между соседними спутниками «ГЛОНАСС» по аргументу широты составляют 45°. Спутникам 1-й орбитальной плоскости присвоены номера с 1 по 8, спутникам 2-й орбитальной плоскости — с 9 по 16 и спутникам 3-й орбитальной плоскости — с 17 по 24. Орбитальные плоскости сдвинуты относительно друг друга по аргументу широты на 15°.

Навигационные спутники системы NAVSTAR размещены в шести орбитальных плоскостях, по четыре спутника в каждой.

Высота орбиты навигационных спутников системы «ГЛОНАСС» - 19100 км, системы «NAVSTAR» - 20180 км.

Период обращения спутников системы «ГЛОНАСС» — 11 часов 15 минут 44 секунды, системы «NAVSTAR» — 12 часов.

Наклонение орбиты системы «ГЛОНАСС» — 64,8°, системы «NAVSTAR» — 55,0°.

Такая конфигурация орбитальной структуры спутниковых навигационных систем обеспечивает глобальную и непрерывную зоны действии системы, а также оптимальную геометрию взаимного расположения спутников для повышения точности определения координат.

Навигационные спутники систем «GPS» непрерывно излучают радиосигналы различной точности. Так, для системы «ГЛОНАСС» предусмотрены навигационные сигналы двух типов:

Высокой точности (ВТ) — предназначен исключительно для решения задач Министерства Обороны РФ.

Стандартной точности (СТ) — доступен всем потребителям.

Для системы «NAVSTAR» предусмотрены навигационные сигналы трех типов:

Protected (Р-code) — защищенный, предназначенный прежде всего для нужд МО США.

Selective Availability (S/А) — избирательной доступности, преднамеренно создавая значительный и непредсказуемый уход спутниковых часов создает значительные ошибки в определении местоположения для общегражданского круга пользователей.

Clear Acquisition (С/А) — легкой распознаваемости, т. е. — это общегражданский код.

Б — наземная подсистема контроля и управления состоит из группы станций слежения, нескольких станций загрузки на ИЗС и главной станции. Эта подсистема осуществляет мониторинг целостности системы и является первичным источником информации, поставляемой пользователям. Ее основными задачами являются:

Эфемеридно-временная информация закладывается в память ИЗС дважды в сутки, что обеспечивает высокую точность навигационных определений.

В — подсистема пользователей состоит из комплекса аппаратно-программных средств, реализующих основное назначение «GPS» — определение координат для геодезического применения.

Главными факторами широкого использования аппаратуры пользователей «GPS» являются:

Данные позиционирования представляются в любом удобном для пользователя цифровом виде: в различных географических системах координат или в любой прямоугольной системе координат с возможностью описания и систематизации объектов позиционирования.

В настоящее время спутниковые навигационные системы уже нашли широкое применение в следующих областях: военной; на космическом, воздушном, морском, речном, автодорожном, железнодорожном и других видах транспорта; в геодезии, картографии, океанографии; при производстве геофизических и геолого-разведочных работ; в лесном хозяйстве и землеустройстве; рыболовном хозяйстве; в экологическом мониторинге; в научно-исследовательских работах, в том числе фундаментельных и других сферах человеческой деятельности.

В части инженерной геодезии и инженерного дела это безусловно революционный прорыв в будущее, который влечет за собой как радикальное изменение парка инженерно-геодезического оборудования, так и технологий и методов производства работ.