Тема 7 Архитектура Западной Европы и сша 1-й половины XX века.
Баухауз (1 час)
План лекции:
1. Функционализм и его принципы
2. Баухауз – высшая школа строительства и формообразования
3. Афинская хартия
Тезисы лекции. Функционализм (от лат. Functio – исполнение) – направление в архитектуре XX в., утверждающее главенство практических функций, жизненных, человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений. Почву функционализма составила ведшаяся во 2-й пол. XIX в. крупными теоретиками (Дж. Рёскин, У. Моррис в Англии, Г. Земпер в Германии, Х. Гриноу в США) борьба против свойственного эклектике разделения архитектуры на утилитарное строительное дело и декорирование фасадов; стремление восстановить единство эстетики и практики, выработать новый принцип целесообразности архитектурной формы (определяющейся назначением и конструкцией зданий). Направление сформировалось в конце XIX в., когда американский архитектор Луис Салливен выступил с установкой «форму определяет функция»: этот лозунг был подхвачен основателями «современной архитектуры» XX века – в Германии группой Баухауза во главе с Вальтером Гропиусом, во Франции – Шарлем Эдуардом Ле Корбюзье и его группой «Эспри Нуво», в Нидерландах – группой «Стиль» во главе с Питером Аудом. В 1920-х гг. сложились общие принципы функционализма: практическое назначение здания определяет его план и конструкцию, в соответствии с которым образуется его внешний облик. Были выдвинуты новые принципы архитектурной практики – возведение крупных жилых комплексов на свободных территориях, зонирование территорий с выделением пространства для каждой функции (жилье, работа, отдых, транспорт), типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. С конца 1920-х гг. функционализм быстро распространяется в Европе и за ее пределами; при этом во многих странах (в т. ч. в СССР на рубеже 1920 – 1930-х гг.) преобладала однообразная, невыразительная застройка; в общественных центрах и крупных зданиях утверждались внешние признаки интернационального стиля (контрасты железобетона и стекла, ленточные окна, сочетание геометрических объемов); при этом игнорировались местные традиции и климатические условия, что вызвало нарастающую критику функционализм. В 1930-х гг. и особенно после второй мировой войны. С функционализмом тесно связано развитие дизайна на его ранних этапах.
«Баухауз» и его роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств. Баухауз (нем. Bauhaus – дом строительства), Высшая школа строительства и художественного конструирования, учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии (основан в 1919 в Вёймаре, в 1925 году переведен в Дессау, в 1933 году упразднен нацистскими властями).
Гропиус Вальтер Адольф (1883 – 1969), выдающийся немецкий архитектор, теоретик архитектуры, один из основоположников функционализма, лидер «Баухауза». Концепция Высшей школы строительства и формообразования сформулирована им в работе «Производственные принципы Баухауза». Один из первых начал осваивать возможности создания новых форм в архитектуре и дизайне, заложенные в индустриальном производстве. В «Баухаузе» преподавали крупные архитекторы-функционалисты Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ; зачинатели дизайна Й. Иттен, Л. Мохой-Надь; известные художники П. Клее, В.В. Кандинский. Деятельность В. Кандинского в «Баухаузе». Главным звеном учебного процесса была трудовая практика в производственных, художественных и проектных мастерских.
Формирование международной организации архитекторов СIAM и принятие «Афинской хартии» (1933).
Мис ван дер Роэ (1886 – 1969), его архитектурная концепция и лучшие произведения (Германский павильон на Международной выставке в Барселоне). Э Мендельсон «Башня Эйнштейна» (1920) близ Потсдама – «здание-скульптура», влияние экспрессионизма.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Архитектура Запада – 1. – М., 1972
Архитектура Запада – 2. – М., 1975
Архитектура Запада – 3. – М., 1983
Архитектура Запада – 4. – М., 1986
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.
Всеобщая история архитектуры: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958 – 1963.
Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т.1.
Маклакова Т. Н. Архитектура ХХ века. – М., 2000.
Дополнительная литература
Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.
Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.
Контрольные вопросы для СРС (тема 7)
Функционализм в архитектуре (В. Г. «Баухауз»)
«Баухауз» и его роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств
Деятельность В. Гропиуса
Архитектурное творчество Мис ван дер Роэ
Принятие «Афинской хартии»
- 1 Рабочая учебная программа
- 1.1 Сведения о преподавателе и контактная информация
- 1.3 Характеристика дисциплины
- 1.4 Цель дисциплины
- 1.5 Задачи дисциплины
- 1.6 Пререквизиты
- 1.7 Постреквизиты
- 1.8 Содержание дисциплины
- 1.8.1 Содержание дисциплины по видам занятий и их трудоемкость
- 1.10 Список дополнительной литературы
- 1.11 Критерии оценки знаний студентов
- 1.12 Политика и процедура
- 1.13 Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 3 Конспект лекций
- Тема 1 Введение в изучение дисциплины «Всемирной истории архитектуры II». Мировой архитектурный процесс сер XIX – начала XX столетия (1 час)
- Тема 2 Архитектура стран Западной Европы и сша на рубеже XIX – XX
- Рекомендуемая литература
- Тема 3 Формирование концепции модерна. Уильям Моррис (1 час)
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Тема 4 Стиль модерн и его мастера (2 час)
- Тема 5 Архитектура России рубежа XIX – XX веков.
- Тема 6 Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм хх века –
- Основная литература
- Тема 7 Архитектура Западной Европы и сша 1-й половины XX века.
- Тема 8 Ле Корбюзье – крупнейший основоположник современной архитектуры
- Тема 9 «Органическая архитектура » ф. Л. Райта (1 час)
- Тема 10 Архитектура стран Запада и сша 2-й пол. XX века (1 час)
- Дополнительная литература
- Тема 11 История советской архитектуры. Советская архитектура 1-й пол. XX века
- Дополнительная литература
- Тема 12 Советская архитектура 2-й половины XX века (1час)
- Рекомендуемая литература
- Тема 13 Крупнейшие мемориальные архитектурно-скульптурные ансамбли хх в.
- Тема 14-15 Архитектура рубежа XX – XXI столетий.
- 4 Методические указания для выполнения практических (семинарских) занятий
- Тема 1 Введение в изучение дисциплины «Всемирной истории архитектуры II».
- Тема 2 Архитектура стран Западной Европы и сша на рубеже XIX – XX
- Тема 3 Формирование концепции модерна. Уильям Моррис
- Просмотр видеоряда
- Рекомендуемая литература
- Тема 4 Стиль модерн и его мастера
- Тема 5 Архитектура России рубежа XIX – XX веков.
- Тема 6 Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм хх века –
- Тема 7 Архитектура стран Запада 1-й половины XX века.
- Просмотр видеоряда
- Рекомендуемая литература
- Тема 8 Ле Корбюзье – крупнейший основоположник современной архитектуры.
- Тема 9 «Органическая архитектура » ф. Л. Райта
- Тема 10 Архитектура стран Запада и сша 2-й пол. XX века
- Тема 11 История советской архитектуры. Советская архитектура 1-й пол.
- XX века
- Просмотр видеоряда
- Рекомендуемая литература
- Тема 12 Советская архитектура 2-й половины XX века
- Тема 13 Крупнейшие мемориальные архитектурно-скульптурные ансамбли хх в.
- Тема 14, 15 Архитектура рубежа XX – XXI столетий.
- 6 Тематический план самостоятельной работы студента с
- 7 Материалы для контроля знаний студентов в период рубежного контроля и итоговой аттестации
- 7.1 Тематика письменных работ по дисциплине
- Вопросы для самоконтроля
- 7.3 Экзаменационные билеты (тестовые задания)
- Архитектура России
- Экзаменационные билеты