logo
УМК ВСЕМ ист арх2 (для студентов)2012г

Тема 3 Формирование концепции модерна. Уильям Моррис (1 час)

План лекции:

  1. Предромантические направления в архитектуре

  2. Уильям Моррис – идейный предшественник современной архитектуры ХХ века

Тезисы лекции. Сочетание романтических черт и научно-рационалистических основ в теоретических концепциях Э. Виолле ле Дюка. Романтическая концепция архитектуры в трудах Д. Рескина. У. Моррис – ученик и последователь Д. Рескина. Романтические истоки творческих исканий Морриса – собственный дом в Бексли-Хиз «Ред-хаус» (совместно в арх. Ф. Уэббом). Земпер, Виолле ле Дюк, Рескин и Моррис – идейные предшественники «Нового движения» и «Современной архитектуры» XX века.

Уильям Моррис (1836–1896), выдающийся английский теоретик архитектуры и искусства, писатель, художник, дизайнер, общественный деятель. Основатель направления «Искусств и ремесел».

Его принцип: «Держите в доме лишь то, что считаете полезным и красивым».

Родился в Эссексе. Окончил университет в Оксфорде; работал в архитектурной мастерской Дж.Э.Стрита в Лондоне. Затем обратился к живописи.

Основал художественно-промышленную компанию («Моррис, Маршалл, Фолкнер и К0») и мастерскую. Занимаясь оформлением интерьеров, тканей, книг, часто использовал мотивы растительного характера. Ряд особенностей работ мастерской Морриса предвосхитил стиль модерн и способствовал возрождению английской кустарной промышленности.

Из всех искусств Моррис уделял особое значение архитектуре. Свои идеи относительно роли архитектуры сформулировал в утопии «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891): в обществе будущего живет и творит народ, поголовно увлеченный архитектурой. Высоко ценил промышленную архитектуру, ее грядущее всенародное предназначение. Он разработал ряд принципов: пропорционального расселения, гармонии в «стране-саде» искусственной и природной среды, гуманной реконструкции города, единства в городах индивидуального жилища, общественных центров и «великолепных мастерских». У.Моррис — предтеча экологического подхода и дизайна; он пророчески угадал стиль модерн и многие характерные черты архитектуры будущего.