Тема 4 Стиль модерн и его мастера (2 час)
План лекции:
Создание стиля эпохи
Национальные разновидности модерна
Мастера европейского модерна. Творческие биографии
Тезисы лекции. Формирование стиля модерн (фр. moderne – новейший, современный) в европейском искусстве рубежа ХIХ – ХХ веков. «Ар Нуво» – во Франции, Бельгии и Англии; «Югендстиль» – в Германии; «Сецессион» – в Австрии; «Либерти» – в Италии; «Модернисмо» – в Испании и др. Идейно-философской основой, на которой возрастало «новое искусство», был неоромантизм. Идея «преобразования окружающего мира» посредством красоты, т.е. средствами искусства. Идея синтеза искусств способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики модерна. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все виды искусства. Отход от эклектики, поиски индивидуальных архитектурных и планировочных решений. Органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Использование новых строительных материалов (железобетон, облицовочная плитка), декоративность, обращение к историческим стилям. Наиболее целостными примерами синтеза искусств являются особняки, павильоны, общественные здания в Бельгии, Австрии, Испании, Германии, Шотландии (архитекторы Виктор Орта, Анри Ван де Вельде, Отто Вагнер, Антонио Гауди, Чарлз Макинтош). Формообразование в модерне: «изнутри наружу», принцип уподобления рукотворной формы природной и наоборот, орнамент, стилизация.
Анри Ван де Вельде (1863–1957), один из основоположников бельгийской ветви «стиля модерн» — «ар нуво» (Art Nouveau), выдающийся архитектор-новатор рубежа XIX–XX вв., богато одаренный музыкант, художник, мастер декоративного искусства, архитектор, теоретик архитектуры и литератор, — он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога. Родился в Антверпене. Окончил Антверпенскую академию художеств; занятия живописью продолжил у Карлоса Дюрана в Париже. На формирование его взглядов оказали влияние философы и литераторы, связанные с эстетикой символизма (Ницше, Вунд, Ригль, Уайльд, Метерлинк т.п.). Особенно привлекал его пуантилизм Сера, который, по мнению Вельде, открывал новые перспективы для архитектурного творчества.
В 1886 году вернулся в Антверпен, где стал основателем «Кружка независимых» в содружестве с неоимпрессионистами. В 1889 году примкнул к известному авангардистскому кружку «XX», в котором начал интересоваться синтетическим искусством и живописью Поля Гогена, а также английским объединением «Искусств и ремесел» и деятельностью У.Морриса. Обратился к проектированию мебели, ювелирных украшений, стекла одновременно. В проектах мебели (с 1894 года), постройках, оформлении интерьеров инициировал стиль модерн, используя криволинейные формы и декор. Разработал свою философию линии, приравнивая линию к художественной силе, «действующей подобно всем стихийным силам». Выступал в печати как художественный обозреватель, одновременно увлекался книжной графикой.
Архитектурой занялся в возрасте 31 года, когда им был изложен взгляд на архитектуру в эссе «Очищение архитектуры» (1894). Его первой архитектурной работой был собственный особняк «Блуменверф» в Эккле близ Брюсселя, в котором спроектировал все, включая убранство и одежду. Этот дом — яркий пример синтеза всех искусств.
Переехав в Германию, стал одним из организаторов Веркбунда, создателем и руководителем Саксонской художественно-промышленной школы искусств и ремесел в Веймаре (Высшее техническое училище прикладных искусств, или Веймарская школа прикладного искусства, созданная герцогом Саксонским, при дворе которого Вельде был в качестве советника по делам искусств). Прославился как педагог-новатор: ученики под его руководством обучались технике рисунка, изучали цвет как самостоятельную дисциплину и главное внимание уделяли орнаменту.
Вернувшись на родину, продолжал практическую деятельность, организовал и возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре. Основные архитектурные работы: магазин ремесел Гогенцоллерна, магазин Хаби; проект театра для кельнской выставки Веркбунда; здание музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Германии. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию. «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности и приспособление к требованиям современности» (Ван де Вельде).
Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928), выдающийся шотландский архитектор и дизайнер, один из родоначальников стиля модерн, оказавший влияние на формирование рационализма в архитектуре Европы. Родился в Глазго 7 июня 1868 года. С детства он держался в стороне от шумных компаний. Мальчик страдал от травмы ноги, и это обрекало его на сидячий образ жизни. Чарльз создал большой цикл рисунков, посвященный садовым цветам, — «Гербарий». Цветы, увиденные в детстве, со временем украсили интерьеры многих общественных зданий, в стилизованной форме отразились в орнаменте.
Получив художественное и архитектурное образование, работал чертежником (1889–1913). Награждение премией А.Томпсона дало архитектору возможность посетить Италию и Францию, Брюссель и Антверпен. Это путешествие оказало большое влияние на дальнейшее развитие архитектора.
Макинтош придавал большое значение созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от академического стиля. Изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаще всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным соединением изогнутых линий.
Организовал «Группу четырех», члены которой развивали новый визуальный и символический язык в дизайне. Выставка в Льеже (1895) принесла известность этому объединению. На выставке нового искусства в Париже Макинтош выступал как плакатист.
В архитектуре модерна особое значение приобрел жанр — «Дом художника», или «Дом для любителя искусства». В этом русле наиболее выдающимися проектами оказались выполненный Макинтошем проекты Школы искусств в Глазго, а также Дома любителей искусств в Дармштадте. При всей своей «современности» облик здания сохранял отпечаток народной шотландской традиции. Характерными работами являются также серия чайных магазинов в Глазго, где Макинтошу удалось блестяще решить поставленную перед ним задачу. Его последними интересными работами были рисунки для тканей и пейзажная живопись.
Как лидер «ар нуво» в Англии он внес весомый вклад в осознание значения функции здания и во внедрение элементов японского искусства в орнамент. Архитектурное творчество Макинтоша как представителя модерна оказало значительное влияние на развитие рационализма в Великобритании, Германии и Австрии.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.
Всеобщая история архитектуры: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958 – 1963.
Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т.1.
Пилявский В.И. Национальные особенности русской архитектуры: Учеб.пособие. – Л., 1974.
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.
Дополнительная литература
Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.
Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.
Контрольные задания для СРС (тема 4)
Формирование стиля модерн
Архитектурные принципы европейского модерна
Национальные разновидности модерна
«Венский сецессион» – объединение художников и архитекторов
Архитектурное творчество Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Отто Вагнера, Антонио Гауди, Чарлз Макинтоша и др.
П. Беренс и немецкий «Веркбундт»
Архитектурное творчество О. Перре
Архитектурное творчество Х. П. Берлаге
- 1 Рабочая учебная программа
- 1.1 Сведения о преподавателе и контактная информация
- 1.3 Характеристика дисциплины
- 1.4 Цель дисциплины
- 1.5 Задачи дисциплины
- 1.6 Пререквизиты
- 1.7 Постреквизиты
- 1.8 Содержание дисциплины
- 1.8.1 Содержание дисциплины по видам занятий и их трудоемкость
- 1.10 Список дополнительной литературы
- 1.11 Критерии оценки знаний студентов
- 1.12 Политика и процедура
- 1.13 Учебно-методическая обеспеченность дисциплины
- 3 Конспект лекций
- Тема 1 Введение в изучение дисциплины «Всемирной истории архитектуры II». Мировой архитектурный процесс сер XIX – начала XX столетия (1 час)
- Тема 2 Архитектура стран Западной Европы и сша на рубеже XIX – XX
- Рекомендуемая литература
- Тема 3 Формирование концепции модерна. Уильям Моррис (1 час)
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Тема 4 Стиль модерн и его мастера (2 час)
- Тема 5 Архитектура России рубежа XIX – XX веков.
- Тема 6 Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм хх века –
- Основная литература
- Тема 7 Архитектура Западной Европы и сша 1-й половины XX века.
- Тема 8 Ле Корбюзье – крупнейший основоположник современной архитектуры
- Тема 9 «Органическая архитектура » ф. Л. Райта (1 час)
- Тема 10 Архитектура стран Запада и сша 2-й пол. XX века (1 час)
- Дополнительная литература
- Тема 11 История советской архитектуры. Советская архитектура 1-й пол. XX века
- Дополнительная литература
- Тема 12 Советская архитектура 2-й половины XX века (1час)
- Рекомендуемая литература
- Тема 13 Крупнейшие мемориальные архитектурно-скульптурные ансамбли хх в.
- Тема 14-15 Архитектура рубежа XX – XXI столетий.
- 4 Методические указания для выполнения практических (семинарских) занятий
- Тема 1 Введение в изучение дисциплины «Всемирной истории архитектуры II».
- Тема 2 Архитектура стран Западной Европы и сша на рубеже XIX – XX
- Тема 3 Формирование концепции модерна. Уильям Моррис
- Просмотр видеоряда
- Рекомендуемая литература
- Тема 4 Стиль модерн и его мастера
- Тема 5 Архитектура России рубежа XIX – XX веков.
- Тема 6 Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм хх века –
- Тема 7 Архитектура стран Запада 1-й половины XX века.
- Просмотр видеоряда
- Рекомендуемая литература
- Тема 8 Ле Корбюзье – крупнейший основоположник современной архитектуры.
- Тема 9 «Органическая архитектура » ф. Л. Райта
- Тема 10 Архитектура стран Запада и сша 2-й пол. XX века
- Тема 11 История советской архитектуры. Советская архитектура 1-й пол.
- XX века
- Просмотр видеоряда
- Рекомендуемая литература
- Тема 12 Советская архитектура 2-й половины XX века
- Тема 13 Крупнейшие мемориальные архитектурно-скульптурные ансамбли хх в.
- Тема 14, 15 Архитектура рубежа XX – XXI столетий.
- 6 Тематический план самостоятельной работы студента с
- 7 Материалы для контроля знаний студентов в период рубежного контроля и итоговой аттестации
- 7.1 Тематика письменных работ по дисциплине
- Вопросы для самоконтроля
- 7.3 Экзаменационные билеты (тестовые задания)
- Архитектура России
- Экзаменационные билеты